Чтоб ученье не было мученьем

Как и где обучать ребёнка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического и умственного развития, не позволяющие проходить образовательную программу без трудностей? Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или специализированное учреждение? 

Решение зависит от выбора и согласия родителей или лиц, заменяющих их. На основании заключения ПМПК и Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья такой ребёнок может обучаться и в общеобразовательной, и в специализированной школах.
Но прежде чем отправить своего ребёнка в массовую школу, уважаемые родители, узнайте, созданы ли там особые условия, учитывающие его психофизические особенности развития. Чтобы ученье не превратилось в мученье, поинтересуйтесь, будут ли работать с вашим ребёнком квалифицированные педагоги (логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагоги ЛФК, врачи и т.д. ), имеющие специальное образование по работе с детьми с ОВЗ, специальные программы, владеющие специальными коррекционные методами и приемами работы. Ведь эти дети нуждаются не просто в «чуть большем внимании», а в серьёзной коррекционно-педагогической работе, в серьёзном медицинском обследовании и лечении. Значительная часть этих детей не справляется с программой, они не могут вынести нагрузок, нуждаются в особом педагогическом, а точнее – дефектологическом подходе и щадящем режиме обучения. Узнайте, как руководство школы организует особый режим труда-отдыха ребёнка с ОВЗ, звонок ведь звенит для всех одновременно. Если нормальным детям достаточно 10 минут, чтобы переодеться после физкультуры и бежать на следующий урок, то «особым» детям необходимо для этого не менее 25 минут.
Родителям важно знать, что ребёнок с нарушением интеллекта может развиваться и обучаться только в пределах своих биологических возможностей. Эта истина довольно трагична для родителей, так как хочется сделать все возможное, чтобы их ребенок стал «как все». Что значит «как все»? А это значит, что он, по мнению родителей, должен обучаться только в массовой школе, какие бы сложности и нагрузки ни ожидали его здесь. По мнению специалистов, такие родители не воспринимают диагноз своего ребёнка, не хотят признавать, что он особенный, не такой, как все. Не соглашаясь отдать его в специальную школу, они оказывают своему ребенку плохую услугу. Оказавшись в массовой школе, ребёнок начинает себя постоянно чувствовать неуспевающим учеником, вполне возможно, что он возненавидит учебу, будет конфликтовать с одноклассниками, учителями, родителями. Ребёнок ежедневно будет убеждаться в том, что он не способен освоить то, что осваивают его одноклассники. В конечном итоге это отрицательно скажется на его психическом состоянии и может привести к тяжёлой душевной и психической травме. И со временем нарушения интеллекта без надлежащей коррекции будут проявляться все глубже. А это резко снижает самооценку ребёнка, закладывает основы асоциального поведения.
Родители могут выбрать и другой, более адекватный по своим возможностям, образовательный маршрут – специальную образовательную школу для детей с ОВЗ. Такая школа есть и в Шумерле (Порецкое шоссе, 2). В январе 2016 года школа была переименована в общеобразовательное учреждение для детей с ОВЗ. Здесь создана очень грамотная, направленная на результат система коррекционного образования и воспитания от младенчества до выхода наших деток из школы. Обучение ведется по специальным адаптированным программам, учитывающим психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и их воз¬можности. Эти программы существенно отличаются от программ массовой школы и носят коррекционно-развивающий характер. В школе детям комфортно, так как они не чувствуют себя ущемлёнными, неуспевающими: задания для них посильны, общение происходит на одном уровне, потому нет почвы для лишних комплексов.
Для развития детей созданы особые условия. В школе есть специально оборудованные кабинеты и мастерские, педагогами используются специальные приёмы разъяснения материала, у детей — специальная организация режима, питания, лечения, в одной команде работают дефектологи, логопеды, психологи, социальные педагоги, медики, учителя, воспитатели. После первой половины дня для детей организован «тихий час». Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках, использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств, занятия со специалистами (врачами, психологом, логопедом и др.), работа в разных кружках и секциях, экскурсии, самообслуживание и прочие занятия в школе-интернате способствуют комплексной реабилитации детей, формированию учебной и трудовой деятельности, созданию механизмов компенсации не только дефектов здоровья, но и решению множества психологических проблем, свойственных «особым» детям.
Если дети с особыми потребностями по состоянию здоровья не могут обучаться в самой школе, то для них организовано домашнее и дистанционное обучение. Для таких детей разработаны индивидуальные адаптированные программы.
Уважаемые родители! Не затягивайте, постарайтесь определиться с выбором школы для своего ребёнка и начать специальное обучение сразу же после выявления первичного нарушения развития. В конечном итоге и семье, и обществу важнее не сумма знаний, полученных ребёнком с ОВЗ на школьной скамье, а его способность адаптироваться в жизни. И основная наша с вами задача – помочь ребёнку найти своё место в мире, принимать его таким, какой он есть, помогать его развитию и не требовать невозможного. Помните об этом, выбирая для него образовательный маршрут.

Л. АРСЕНТЬЕВА, учитель Шумерлинской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий