Покровская церковь села Ходары. Начало

Начало Ходаровского (старинное название села) прихода Туруновской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии относится ко временам принятия христианской веры инородческими народами Среднего Поволжья Российской империи.
Первая церковь в Ходарово была построена предположительно в середине 40-х годов XVIIIвека, т.е. в 1745—1748 годах. Она начала действовать с 13 июня 1748 года, о чем можно судить по надписи Напрестольной Евангелии, выданной Синодом, следующего содержания: «Сия книга Евангелия Напрестольная Ее Императорского Величества Казенная выдана для новокрещенных Чебоксарского уезда Покровское Ходарово тожь в церковь Божию Священнику Стефану Семеонову июня 13 дня 1748 года».
Присвоение церкви почетного наименования «Покрова Пресвятой Богородицы» происходило с момента выдачи Напрестольной Евангелии.
Первая церковь была деревянная. В те годы в церковном строительстве преобладала практика сочетания традиционного ярусного и центрального построения церковных зданий с элементами барочного стиля и русского классицизма.
Принятие христианской веры инородческими народами Поволжья Российской империи, в том числе чувашей, происходило постепенно, но уверенно. Процессом христианизации поволжских народов занималась специальная Новокрещенская контора, находившаяся в уездном городе Чебоксары.
Основная масса жителей села Ходарово христианскую веру приняли путем крещения в 1743 и 1745 годах, о чем свидетельствуют записи в Метрических книг ах по селу за 1747 год, хранящейся в Российском Центральном Государственном архиве древних актов (РЦГАДА, фонд 350).
По материалам книги 
Я.Н.Волкова «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с.Ходары Шумерлинского района», 2006г.

Продолжение следует.

Наша справка

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы – один из самых любимых нашим народом праздников. Нам трудно даже себе это представить, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы нет в календарях других православных церквей. Его можно считать чисто русским. Но зародился он не в России.

В современном Константинополе уже почти ничто не напоминает о событиях тысячелетней давности, связанных с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Как записано в древнем Патерике, эта история произошла в конце IX в., во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа.
В храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как говорит Церковное Предание, в этом храме молился и блаженный Андрей, родом славянин, бывший рабом у одного из византийских вельмож. Однажды юродивый Андрей и его друг Епифаний несколько часов молились рядом. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.
Житие блаженного Андрея не говорит, когда произошло это чудо. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.
Теперь событие, которое формально можно назвать военным поражением наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, ее защиты всех православных христиан. И праздник Покрова стал на Руси одним из самых любимых.
Покров, Покровское, Покровские… Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы. А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов. Ходарская Церковь также является храмом Покрова Божией Матери.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий