Первый раз в первый класс: адаптация у нас!

С волнением и радостью готовятся взрослые и дети к началу
учебного года. Особенно переживают родители первоклассников. Ведь за праздничным Днем знаний наступят рабочие будни.
Как пройдет адаптация ребенка к школе? Как определить, комфортно или нет ему в новом статусе? Справляется ли он со своими школьными обязанностями? 

Если жалоб нет, значит, ребенок успешно адаптировался и хорошо чувствует себя в новой обстановке. Если малыш чрезмерно возбужден или агрессивен, заторможен или испытывает чувство страха и нежелание идти в школу, значит, требуется помощь специалиста, который поможет смягчить стрессовую для него ситуацию. Понятие адаптации тесно связано с понятием готовности ребенка к школе и включает в себя физиологическую, психологическую и личностную готовность. Все составляющие взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогами, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Как правило, эту готовность определяет медицинская комиссия и психолог в детском саду. В силу разных жизненных обстоятельств не все дети посещают дошкольные учреждения, поэтому важно, чтобы в начале учебного года уже школьный психолог определил насколько такой ребенок готов к школе и сообщил родителям, на что им необходимо сделать акцент в его обучении и воспитании.
По степени адаптированности детей можно разделить на три группы. Первая группа – дети, адаптирующиеся в течение первых двух месяцев обучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение. Эти дети спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют требования учителя без внешнего контроля. Изредка у них могут возникать проблемы в контактах с детьми или с учителем из-за того, что им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Однако, к концу октября трудности успешно преодолеваются, ребенок осваивается с новым статусом ученика, с новыми требованиями, с новым режимом.
Вторая группа – дети, адаптирующиеся более длительное время. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами и обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Выполняют задания под контролем взрослого, а самостоятельно — лишь при большой заинтересованности. Только к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. Взрослым в этой ситуации придется набраться терпения. Можно проконсультироваться у учителя или у психолога, как пережить этот период с минимальными потерями нервных клеток с обеих сторон.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Дети часто жалуются на здоровье, у них доминирует подавленное настроение. Они с большим трудом усваивают учебные программы, общественные поручения выполняют без желания, близких друзей не имеют. По имени и фамилии знают лишь часть одноклассников. Причиной тому могут быть патологические нарушения в развитии ребенка, игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей или недостаточное внимание к ребенку с их стороны. Определять причину, на основании жалоб со стороны взрослых (учителей, родителей), должны специалисты. Но именно на таких детей чаще жалуются учителя, говоря, что они «мешают» работать в классе.
Как создать для ребенка ситуацию успеха? Чем родители могут быть полезны своим первоклашкам? Ведь иногда многие школьные трудности ребенка часто могут быть предотвращены или разрешены небезразличным, теплым отношением родителей к делам ребенка.
Обязательно:
— интересуйтесь у вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?». Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых он сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы поддерживать тему о школьной жизни;
— регулярно беседуйте с учителем вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в 2 месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление к сотрудничеству. Если между вами и учителем возникает разногласие, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Не обсуждайте учителя в присутствии ребенка;
— помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что интересует его, а затем установите связь между интересами вашего ребенка и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашних условиях;
— знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Посещайте мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их за него. Отведите вместе с малышом специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать новые положительные привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения лучшим образом;
— особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме в первые несколько месяцев учебы, а также в начале и по окончании каждого учебного года, при переходе из начальной школы в старшую.
По возможности избегайте больших изменений в домашней атмосфере, не выясняйте отношения в присутствии детей. Их нервная система еще несовершенна, а психика неустойчива. Не создавайте дополнительных стрессов. Спокойная семейная обстановка, соблюдение режима дня (повесьте его рядом с рабочим местом и расписанием уроков), ваше доброжелательное отношение, контроль, совет и поддержка помогут вашему ребенку более эффективно адаптироваться в школе.

Т. Балакирева,
учитель-логопед Шумерлинской школы-интерната.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *