Адвокатский «коэффициент полезного действия»

В большинстве регионов страны основным участником государственной системы
бесплатной юридической помощи являются адвокаты, которые выступают в роли
независимых профессиональных советников по правовым вопросам. Не является
исключением и Чувашская Республика. Начиная с 2012 года, в соответствии
с республиканским законом «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике» приоритет в нашем регионе также отдан адвокатскому сообществу.На данный момент в список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридиче­ской помощи, включены 288 адвокатов. На оплату их труда в 2014 году из республиканского бюджета выделено 11,3 миллиона рублей.
По итогам анализа более чем двухлетней практики адвокатов на данном поприще Управление Минюста России по Чувашии как уполномоченный контрольный орган в сфере адвокатуры, хотя и признает высокий профессионализм адвокатов, тем не менее выражает обеспокоенность по поводу реальной эффективности их деятельности в данном направлении.
Вот некоторые цифры, которые были получены в рамках мониторинга за 1 полугодие 2014 года. Число граждан, получивших от адвокатов квалифицированную юридическую помощь на безвозмездной основе, составило 352 человека, при этом общее количество потенциальных получателей такой помощи в республике, по данным 2013 года, составляет 197836 человек. Надо заметить, что проблема незначительного охвата населения, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, свойственна и другим субъектам Российской Федерации. Так, например, по итогам 2013 года в 16 регионах страны адвокатами бесплатная юридическая помощь не оказана ни одному человеку, в 27 регионах помощь от адвокатов получили менее 100 человек, в 9 регионах адвокаты вообще не задействованы в государственной системе бесплатной юридической помощи. Поэтому к доводам оппонентов о том, что «Чувашская Республика на общем фоне выглядит хорошо», можно относиться лишь скептически.
Стремление самих адвокатов к исполнению социально значимой функции по оказанию бесплатной юридической помощи населению также оставляет желать лучшего. Фактически за прошедшие полгода в указанном направлении были задействованы лишь около 40 адвокатов, т.е. лишь около 13 % от общего числа адвокатов, включенных в список. К слову, аналогичная тенденция просматривается и в подавляющем большинстве других регионов.
Что касается денежного вопроса, то объем бюджетных средств, выплаченных адвокатам в связи с их участием в государственной системе бесплатной юридиче­ской помощи, по состоянию на 15 июля 2014 года составляет 558,6 тысячи рублей (т.е. освоено лишь 4,9 % от выделенных бюджетных ассигнований).
Заслуживает внимания и тот факт, что основная часть адвокатов сосредоточена в крупных городах (к примеру, в Чебоксарах и Новочебоксарске — 243 адвоката из 328 действующих адвокатов), а в 15 отдаленных районах имеется незначительное число адвокатов (в 3 районах – по 1 адвокату, в 4 районах – по 2 адвоката, в 7 районах – по 3 адвоката).
Кроме того, органами Минюста России в порядке осуществления контрольно-надзорных функций было рассмотрено несколько обращений (жалоб) на действия адвокатов при оказании бесплатной юридической помощи. Так, например, в прошлом году за ненадлежащее оказание бесплатной юридической помощи, нарушение профессиональной этики и норм адвокатского законодательства 1 адвокат по представлению Управления Минюста России по Чувашии был лишен адвокатского статуса. В текущем году также был рассмотрен материал в отношении 2 адвокатов, которые, по мнению контролирующих органов, занимались искусственным завышением своих показателей по оказанию бесплатной юридической помощи с целью получения соответствующих выплат за счет бюджетных средств. Однако позиция контролирующих органов в рамках дисциплинарного производства не была поддержана. Хотя, например, в Самарской области уже имел место случай, когда в отношении адвоката было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в связи с тем, что он получал выплаты из областного бюджета по поддельным заявлениям клиентов об оказании бесплатной юридической помощи.
В силу указанных объективных причин Минюст России полагает, что вопрос об оказании бесплатной юридической помощи не стоит замыкать только на адвокатах. Здоровая конкуренция в этом деле пойдет лишь на пользу. В этой связи Управление Минюста России по Чувашии с учетом положительного опыта других регионов неоднократно обращалось в региональные органы власти с просьбой создать на территории республики государственное юридическое бюро либо юридические консультации в отдаленных районах республики, однако данная инициатива не нашла должной поддержки.
Ради справедливости надо заметить, что столь незначительные успехи в области обеспечения населения бесплатной юридической помощью вызваны не только пассивностью адвокатов, но обусловлены еще и тем, что в республике предусмотрен относительно небольшой круг граждан, которые вправе претендовать на получение бесплатной юридической помощи. Как известно, на федеральном уровне предусмотрен минимальный перечень социально незащищенных категорий граждан, которые наделены таким правом. К их числу отнесены малоимущие, инвалиды I и II групп, ветераны ВОВ, Герои РФ и СССР, Герои Труда советского и современного периода, дети-инвалиды, безнадзорные дети, усыновители и лица, желающие принять детей на воспитание, пожилые граждане из домов престарелых, лица, получающие психиатрическую помощь, недееспособные граждане и лица, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации. Установление же дополнительных гарантий (в том числе дальнейшее расширение перечня категорий граждан и случаев оказания бесплатной юридической помощи) оставлено на усмотрение регионов.
На сегодняшний день это право в Чувашии отчасти реализовано. Помимо федеральных категорий, правом на получение бесплатной юридической помощи наделены также 5 дополнительных категорий граждан: вдовы погибших (умерших) участников ВОВ, ветераны боевых действий, многодетные граждане, реабилитированные лица и пострадавшие от политических репрессий, а также лица, освободившиеся из мест лишения свободы — в течение 3 месяцев со дня освобождения.
Между тем, для создания наиболее благоприятного режима для населения республики имеет смысл еще более расширить круг потенциальных получателей бесплатной юридической помощи. Об этом также неоднократно высказывались и практикующие адвокаты Чувашской Республики. Исходя из практики других регионов, было бы целесообразно наделить правом на получение бесплатной юридической помощи неработающих инвалидов III группы, неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, одиноких родителей и иных лиц, воспитывающих детей в неполных семьях, ветеранов труда и приравненных к ним лиц, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, тружеников тыла и т.д. 
Надеемся, что указанные инициативы все же найдут поддержку на региональном уровне и, наконец, позволят сказать о том, что федеральный закон о бесплатной юридической помощи заработал в полную силу не только на бумаге, но и на практике.
Управление Минюста России
по Чувашии.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий