Когда я получила редакционное задание написать о сельской школе, то без раздумий выбрала Алгашинскую общеобразовательную школу. Не ошибусь, если скажу, что в последний год именно эта школа стала главным звеном в цепи образовательных учреждений района. Организованные в стенах школы семинары и мастер-классы республиканского уровня, победы педагогов школы в статусных конкурсах, постановка столичным режиссером спектакля, создание своего медиа-центра, плюс ко всему выделенный школе накануне нового учебного года грант Главы Чувашской Республики… Внушительный список побед и событий в одной отдельно взятой школе не могли не привлечь внимание.
Прежде чем отправиться на место, я изучила сайт школы — от основных мероприятий и инновационных программ до сайтов учителей — и утвердилась в своем решении. Но главное, что меня влекло, – это предвкушение общения с ее директором, Ренатом Алексеевичем Чебутаевым, так стремительно превратившим простую сельскую школу в пульсирующий организм.
Так сложилось, что первая наша встреча состоялась восемь лет назад в стенах администрации района. Еще тогда он покорил меня своим креативом, полетом мысли, неординарным умом. Его коммуникабельность, умение общаться, дружелюбие вызывали искреннее уважение. Плюс амбиции и желание творить. Было понятно – далеко пойдет. И я не ошиблась. Все эти годы с интересом наблюдаю за его становлением как профессионала.
Методист районного отдела образования, педагог дополнительного образования, руководитель военно-патриотического клуба «Гусары», заместитель директора Дома детского творчества, победитель республиканского этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» – вот основной послужной список молодого директора. Получив год назад приглашение возглавить Алгашинскую школу, он долго не раздумывал. Сердцем почувствовал, что уже готов, что справится.
…Алгашинский храм знаний встретил меня веселой трелью школьного звонка. Ребята шумно разбежались по кабинетам навстречу новым знаниям. Директор любезно провел по школьным этажам, с нескрываемой гордостью демонстрируя чистоту коридоров и новенькие стенды. Пришкольный участок – отдельная гордость. С любовью оформленные клумбы и газоны не ускользают от моего внимания.
«Год назад я пришел в уже состоявшуюся школу, со своими традициями и устоями, — поделился директор. — Первое же мое впечатление было самым положительным. Я сразу почувствовал особую ауру, теплоту школьных стен. И в этом несомненная заслуга предыдущего директора, Валентины Владимировны Садрисламовой. Я благодарен ей за сформированный имидж школы, за профессиональный коллектив. Сегодня она – мой первый советчик во всем».
Молодой директор быстро занял лидерскую позицию в коллективе и постепенно обрел команду единомышленников, разделяющих его ценности, последователей и союзников в общем деле.
Учреждение «Алгашинская общеобразовательная школа» — это, по сути, две школы: одна расположена в селе Русские Алгаши, другая — в поселке Красный Октябрь, в Кабаново функционирует дошкольная группа. В общей сложности обучаются 100 детей из 14 населенных пунктов и 10 дошколят. И, что интересно, школы находятся в разных сельских поселениях, достаточно отдаленных друг от друга. Это сложно, скажете вы. Да, сложно, но не для Рената Алексеевича! Мобильность, коммуникабельность – его главные спутники, способствующие решению разного рода задач, выручающие и при взаимодействии с главами сельских поселений. Именно им Ренат Алексеевич на страницах газеты просил выразить благодарность за сотрудничество и отзывчивость.
Педагоги, с которыми мне довелось пообщаться в стенах школы, в один голос сказали: «Школа с приходом Рената Алексеевича стала другой. Он душой болеет за всё на свете, во всё вникает, щедро делится своими идеями и задумками. Мы более творчески стали относиться к своим обязанностям. Тянемся за директором, он нас морально стимулирует, нацеливает творчески и по-современному подходить к образовательному процессу».
А еще он требовательный и принципиальный. В этом я убедилась, став свидетелем разговора директора с одним из учителей. Твердая позиция руководителя по вопросу не оставляла сомнений в его правоте.
Ренат Алексеевич не устает узнавать всё новое, предлагает коллегам вместе учиться, участвовать в проектной и исследовательской деятельности, быть для учащихся не только педагогом, но и другом. Порой нелегко объяснить важность этого каждому педагогу, но он не боится доказывать необходимость такого рода деятельности. И с первого дня директорства внедряет новое, экспериментирует, пробует…
В сентябре 2016 года Алгашинская школа стала пилотной площадкой Российского движения школьников (РДШ). Несмотря на небольшое количество учащихся, здесь стараются охватить работой все четыре направления программы. Но активнее всех «пошло» информационно-медийное направление. Подросткам это близко. Львиную часть своего времени они проводят в социальных сетях, общаются на специализированных ресурсах. В школе создали медийный центр, ребята сами снимают ролики. В информационной сети «ВКонтакте» (группа «МБОУ«Алгашинская СОШ»-Пилотная Площадка РДШ») выставляют свои творческие продукты. Курирует направление Галина Халисовна Мухаматуллина: «Именно Российское движение школьников позволило нам наладить с детьми какой-то неуловимый, душевный контакт. Дети стали более открытыми, располагающими, откровенными даже. Сами проявляют инициативу, фонтанируют идеями, имеющими смысл, законченность. И это радует. Задача руководства школы — любую хорошую идею поддержать, и не только словом, но и финансово. Для этого делается всё возможное».
По инициативе Алгашинской школы и при поддержке Чувашского регионального отделения детско-юношеской организации «Российское движение школьников» на базе школы состоялся I Межрегиональный форум сельских учителей и школьников «Профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения обучающегося сельской школы». Более 200 человек, представителей органов исполнительной власти, руководителей образовательных организаций, профессиональных учебных учреждений, кураторов соседних пилотных площадок Российского движения школьников, волновал вопрос развития системы профориентации. Первоначально форум был заявлен как республиканский, но в итоге в его работе приняли участие представители соседних республик: Марий Эл и Татарстана. Получивший высокую оценку коллег, форум стал настоящим открытием в сфере профессиональной ориентации детей, как для участников и экспертов, так и для самих школьников.
Администрация школы активно поддерживает детские инициативы: Дни самоуправления, проведение мероприятий старшими школьниками для младших, мастер-классы, персональные выставки и т.д. Дети с огромным желанием выезжают на обучающие семинары не только в республику, но и далеко за ее пределы. Так, весной главный редактор новостной передачи школы, лидер медиацентра Ксения Медведева выезжала в Москву на Всероссийский конкурс телевизионных и новостных проектов среди юных журналистов страны, поддержанный Академией российского телевидения. Она достойно представила честь района и республики и, главное, набралась опыта, прошла мастер-классы по фотографии и тележурналистике, пообщалась со сверстниками, оценила себя.
По линии Российского движения школьников в летние каникулы Настя Баева и Лида Михайлова выезжали в Анапу и «Орленок» на обучающие профильные смены. «Было круто!» — их мнение о поездках единодушно. Девочки вернулись в родную школу с массой новых идей и проектов.
По воскресеньям ребята выезжают в Чебоксары на «Образовательное воскресенье», где с педагогами — представителями общественных объединений Чувашии — окунаются в атмосферу творчества над общественно значимыми проектами. Это еще один пласт развития личности, успешно осваиваемый ребятами.
И руководство школы, и дети сегодня констатируют, что им повезло — проект под названием «пилотная площадка Российского движения школьников» удачно воплощается в жизнь. Да и результат не заставил себя долго ждать: по итогам республиканского мониторинга алгашинская школа признана лучшей пилотной площадкой республики. Как говорится, не прошло и года…
В канун Дня Победы в стенах школы настоящий режиссер поставил настоящий спектакль «А зори здесь тихие…», презентованный не только на школьных подмостках, но и на столичной сцене – в ДК им. Хузангая. Это тоже была идея молодого директора. «Мне кажется, в каждой школе должен быть свой театр. Потому что театральное искусство и искусство вообще развивает любого ребенка. Все дети талантливы! Наша задача разыскать этот талант и постараться его развить», — уверен он.
Пригласив режиссера, Ренат Алексеевич и сам по большому счету не ожидал, что результат будет столь значимым: «Дети получили настоящий урок патриотизма. Каждая юная актриса по-настоящему пропустила через себя судьбу своей героини. А какой был благодарный зритель! Столичных подростков трудно задеть за живое, но мы видели, как они уходили со спектакля со слезами на глазах. Позднее в социальных сетях мы читали благодарные отзывы».
Я видела этот спектакль и с полной ответственностью могу утверждать, что это было сильно! Настоящие эмоции девчонок били через край. Зрительный зал был на одной волне с исполнителями. Сказать, что все ушли потрясенные, – это ничего не сказать.
Режиссеру В. Синяеву так понравилось работать с алгашинскими детьми, что в ближайшее время он планирует снять художественный фильм на базе Алгашинской школы, главные роли в котором сыграют местные ученики и учителя.
Особое направление работы школы — программа «Социокультурные истоки». Школа вошла в число 75 образовательных учреждений республики, реализующих данное направление. «Эта программа позволяет воспитать в детях духовность, привить нравственность,- отметила ее куратор Наталья Михайловна Маякова. — По большому счету, это уроки доброты, знакомство с библейскими заповедями».
В общении с этим учителем еще раз невольно порадовалась за алгашинских ребят – им очень повезло. Педагог, вкладывающий душу в профессию, навсегда оставит след в их сердцах. Отдельно хочется отметить работу в стенах школы родительской гостиной, которую также ведет Наталья Михайловна. Наладить контакт с родителями, чтобы они стали настоящими единомышленниками в воспитании детей – основная её цель. В гостиной с родителями проводятся тренинги, беседы, игры. В планах – приглашение специалистов: медиков, психологов и др. Что немаловажно – родители охотно идут на контакт, во всём поддерживают педагогов. В этом я убедилась, побеседовав с Анастасией Геннадьевной, мамой пятерых детей, трое из которых — школьники. Молодая женщина с восторгом в глазах отметила, что в школе за последний год много изменений: «Дети с удовольствием утром собираются в школу, самостоятельно делают уроки. Участвуют во всех школьных мероприятиях. Чувствуется, что им интересно. Школа по-настоящему их второй дом».
Удалось мне пообщаться и с ребятами. Светлые, открытые лица, горящие глаза и захватывающие идеи, основной смысл которых – мы хотим, мы сделаем, мы откроем, мы победим! Общаясь с ними, я невольно поймала себя на мысли, что у этих ребят вся жизнь впереди, за ними — наше завтра, как это ни высокопарно звучит. И директора здесь не просто уважают, но и очень любят. «Наш директор – самый лучший!» — эта фраза витала в воздухе во время всего нашего общения. «Сохраните свои глаза такими же восторженными в своей жизни как можно дольше», — пожелала я ребятам.
Директор образовательного учреждения – это и наставник, и методист, и психолог, и менеджер, и экономист, и хозяйственник. Именно такой руководитель умеет разглядеть тех, кто изо дня в день доказывает свою профессиональную состоятельность.
Чем больше я общалась с педагогами школы, тем больше убеждалась: каждый учитель – это кладезь. Мою вслух озвученную мысль тут же поддержал директор: «Сильный педагогический состав меня направляет на путь истинный. За это я им очень благодарен. Чувствую их понимание и искреннее участие каждого в работе такого сложного организма, как школа. Отдельная признательность — администрации района и отделу образования за поддержку и понимание».
Современная школа – это площадка возможностей, на которой создаются качественно новые формы всех ступеней образования. Понимая это, директору жизненно необходимо изучать правовую базу, знакомиться с новыми методиками и информационными технологиями. Как человек думающий, он знает, где и чему учиться, где почитать, у кого спросить, выезжает на педагогические конференции, мастер-классы, семинары, и эта география стремительно расширяется.
В ближайших планах директора – отремонтировать фасад здания, сделать его современным, заасфальтировать дорожки на территории школы, оборудовать детскую площадку дошкольной группы. «Надеюсь, в ближайшем будущем эти мечты воплотятся в жизнь», — поделился Ренат Алексеевич.
Ренат Алексеевич всегда в движении. Каждое его утро начинается с поездки за рулём из Шумерли в село Русские Алгаши до школы, где его ждут учителя и дети... И с головой погружается в ворох различных управленческих вопросов, многие из которых требуют незамедлительного решения. В этом обаятельном молодом мужчине удивительным образом сочетаются амбициозность и скромность. А главное — есть стержень, стремление учиться новому, при этом сохраняя лучшие традиции.
Дома у директора школы замечательный тыл – жена, сын и дочка. «Семья меня всегда понимает, принимает и поддерживает, помогает, радует и успокаивает», — с гордостью в голосе сказал он. Ведь это так важно, когда дома тебя любят и ждут…
Впереди время, богатое на дела и события. Желаем коллективу школы во главе с директором и далее покорять новые вершины и мчаться вперед так быстро, как сама жизнь.
О. Д митриева.
Комментарии: