Когда говорят о школе, то прежде всего имеют в виду, какой педагогический коллектив в ней работает, и кто им руководит. Какой он, этот коллектив? Творческий, работоспособный, дружный? Я рада, что именно в таком педагогическом коллективе проработала много лет.
На страницах газеты много было сказано добрых слов в адрес учителей, директоров третьей школы. И это справедливо. Они этого заслуживают. Мне хочется рассказать о том, как помогали мне в работе учителя, ученики, родители.
С удовольствием мысленно возвращаюсь в те годы, когда работала старшей пионервожатой, организатором внешкольной и внеклассной воспитательной работы. Кипучая тогда была жизнь. Много энергии было у меня, много задора. Хотелось проводить мероприятия, увлекать за собой ребят. Но что может сделать один человек, пусть и энергичный, и работоспособный, если у него не будет помощников? А у меня они были всегда!
Нужно провести политбой. Кто будет готовить команды? Кто будет судьями? Конечно, старшие ребята, ученики 10-11-х классов! Первыми моими помощниками были ученики А.А. Павлова и А.А. Хроминой: Ира Зиновьева, Люда Горбунова, Саша Щукин, Вова Волчков, Люда Никифорова и многие, многие другие.
На плечи помощников-активистов ложилась вся подготовительная работа. Нужно подготовить класс к мероприятию – из химического кабинета выносят, заносят парты, оформляют класс, дежурят и т.д. Как мне тогда казалось, делали они это с удовольствием, с радостью.
Вспоминаю, как однажды проходил у нас бал-маскарад. Ребята так подготовились к нему, что П.С. Коростелева разрешила проводить его до 2 часов ночи. Это был настоящий праздник! А как потом ребята гордились этим! Когда проводили КВН, вся школа ходуном ходила. Команды – на сцене, от зрителей не было отбоя.
Вспоминаю, как мы готовились к соревнованиям по туризму. Подключили всех: и учителей физкультуры, и учителей труда, и учителей географии, и старшеклассников. Заняли мы по городу 1-е место. Поехали на республиканские соревнования, там заняли 3-е место. Впервые в истории города! Глазенки у ребят загорелись. Мы стали одной дружной командой. Хотелось дальше продолжить занятия туризмом. И вот решили поехать все вместе отдыхать в Крым. Нас было человек 11-12 (сейчас точно не помню). Это были ученики 6-10-х классов.
Решить-то решили, а где взять денег? Вот тут на помощь нам пришло руководство мясокомбината. Нам нашли работу. Мы разгружали вагон с солью. Вместе с родителями разгрузили вагон, получили деньги. А как ребята радовались, когда нас подкармливали колбаской!
Путевки не было, билетов не достать, но П.С. Коростелева поверила в нас и отпустила. В поездку на юг с нами поехала Н.Ф. Тюрина. Мы побывали в Севастополе и в Бахчисарае, были на Ай-Петри, встречали восход солнца. Шли пешком, ехали на перекладных, ночевали на берегу моря в палатках. Это было здорово! До сих пор не могу поверить, как это родители отпустили своих детей? А потом мы поехали на экскурсию в Казань – это была награда за 3-е место в республиканских соревнованиях. Ребята, кто совершил такую поездку, вы помните?
При проведении мероприятий мы придерживались такого правила: каждый класс должен принимать в нем участие, вносить свою лепту. Помню, проводили мы открытый сбор дружины (к тому времени был уже спортивный зал). Нам нужна была сцена, настоящая сцена. На помощь пришли родители учеников. В.И. Гришина, мама Саши Гришина, помогла устроить настоящую сцену. Хотя и нужна она была лишь на одно мероприятие.
В весенние каникулы тогда ежегодно проводили смотры художественной самодеятельности. Учителя становились хореографами, режиссерами, оформителями, а ученики воплощали в жизнь их идеи.
Наверное, не всем хотелось петь в хоре, а у нас было 3 хора (октябрятский, пионерский и хор старшеклассников), – нужна была массовость. Ребята пели. Нужно было плясать – плясали. Кто-то занимался оформлением номеров – делали плетень, «разжигали» костер на сцене. В этом помогали учителя труда и ученики.
Каждый учитель вместе со своими учениками старался помочь в подготовке и проведении смотра. В.Н. Строгова всегда готовила вокальные номера, Н.Ф. Тюрина – сценки, З.В. Шурыгина – чтецов, выступление «Театра миниатюр». Помню, как Н.Ф. Тюрина выпустила на сцену своих мальчишек-сорванцов. А как они выступали! Нам повезло, что учителями музыки были у нас В.П. Павлов и Г. Осипов, а оформителем всех мероприятий — безотказный В.А. Шкунов.
Все мероприятия невозможно описать. Я думаю, что ребята, которые учились в то время, вспомнят о них, поделятся своими впечатлениями.
Дорогие учителя, работавшие в то время, спасибо вам за помощь, за поддержку, за понимание. Огромное спасибо ребятам, которые помогали нам. Я не могу перечислить всех, но это Ваня Тихонов, Сережа Федоров (Демьянов), Алексей и Таня Лермонтовы, Оля и Гриша Фирсовы, Светлана и Игорь Кузьмины, Ольга и Лариса Володины, А. Сорокин, В. Мигунов и многие, многие другие.
А. БОЧКАРЕВА.
Комментарии: