После 1917 года советская власть декретом от 23 февраля 1918 года церковь отделила от государства и школу от церкви. Всем гражданам была предоставлена свобода выбора религии — можно исповедовать любую, можно не исповедовать никакую.
В 1921 году районы Поволжья постигла страшная засуха, а значит, и голод. Чувашская автономная область полностью попала в зону засухи и голода. Молодой советской республике требовались деньги для закупки зерна, а она такими средствами не располагала.
23 января 1922 года ВЦИК принял постановление, обязывающее местные органы власти в течение месяца изъять из церковных имуществ все драгоценные предметы из золота, серебра и камней. Ценности могли быть в больших городских церквях, но изъятию подверглись все церкви, в том числе и Покровская церковь села Ходары. Были изъяты 2 серебряных напрестольных креста, дарохранительница, ковшик, тарелочки, оклад с напрестольного Евангелия и прочие серебряные вещи весом всего 9 фунтов. И раньше Ходарская церковь была не богата утварью, а после изъятия этих предметов очутилась еще в более тяжелом положении.
До конца 20-х годов XX века церковь в Ходарах продолжала функционировать, но в 1929—1930 годах вновь наступили тяжелые времена. На этот раз остро стоял вопрос о закрытии церкви, а в некоторых населенных пунктах пошли еще дальше — стали разрушать церкви. Так был разрушен храм села Норусово (ныне Калинино).
Судьба Ходарской Покровской церкви сложилась благополучно – она каким-то чудом сохранилась, была просто закрыта и находилась под присмотром бывшего псаломщика Павла Федотова, который от случая к случаю совершал там церковные обряды (крещение, венчание, отпевание усопших) по просьбе прихожан этой церкви. В 1936 году бывший псаломщик был арестован. Церковь осиротела — не стало хозяина, содержателя.
Вновь церковь стала действовать в конце 1944 — начале 1945 года, когда с позволения И. Сталина было разрешено возобновить богослужения в храмах в честь побед Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны.
Церковь благополучно функционировала. Шли богослужения, которые посещали и взрослые, и дети. Но в Ходарах и в других деревнях нашлись ярые атеисты, которые выступали против работы церкви, утверждая, что она отрицательно влияет на молодежь, отвлекает от учебы и др. Они долго боролись с церковью и ее постулатами и в порядке выполнения указаний свыше добились ее закрытия в начале 60-х годов XX века.
С 1961 по 1981 годы Ходарская церковь не действовала как богослужебное учреждение. Там была открыта пекарня Ходарского сельпо. Через 10 лет ее закрыли, но здание церкви изнутри было закопчено, завалено битыми кирпичами и хламом. К тому же кто-то из предприимчивых граждан села ухитрился стащить чугунные плиты пола. Так Ходарская церковь пережила очередное разорение и унижение.
В середине 80-х годов верующие в Ходарах организовали «двадцатку» в поддержку открытия церкви. Они обращались в Чебоксары и в Москву и, наконец, добились того, что им разрешили открыть церковь.
«Двадцатка» начала действовать, активно собирать деньги сначала на покупку железа для покрытия крыши, потому что крыша прохудилась и местами протекала.
В последующем всем миром очистили внутренние помещения от битого кирпича и хлама и постепенно стали приводить в порядок внутреннее убранство, так как прежние росписи на стенах, на потолке и в других местах были полностью испорчены до неузнаваемости. Все это нужно было восстановить и обновить заново.
Весной 1990 года Ходарская церковь вновь открылась для богослужения. Первое время службу проводил иерей Николай Спиридонов, с 1990 по 1997 годы церковный приход принял отец Анатолий. С декабря 1997 года по настоящее время священником в церкви является отец Алексей Чумерин.
По материалам книги Я. Волкова
«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
с. Ходары Шумерлинского района»,
2006 г.
Комментарии: