Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, о видах и орудиях труда, о труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей — важнейший компонент психологической готовности к труду.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей.
Наиболее популярными являются профессии системы «человек — техника» и, в первую очередь, водителя различных видов транспорта, строительные и военные специальности, а также различные рабочие профессии. На втором месте — профессии системы «человек — человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др. Хорошо знакомы детям профессии системы «человек — природа»: садовник, дрессировщик. И очень мало — профессии системы «человек — художественный образ»: артист цирка, балерина, музыкант.
В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек — человек». Мальчики называют профессии системы «человек — техника», а также целый ряд военных специальностей.
Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома. Во многих семьях с первых лет жизни ребенка труд используется как средство формирования тех нравственных черт личности, которые характерны для нашего общества.
Н. Ваниева, ст. воспитатель д/с № 18.
Комментарии: