Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению относится к числу наиболее серьезных, так как становление личности дошкольника во многом определяется именно тем, насколько благоприятно протекает его социально-психологическая адаптация в ДОУ.
Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это в первую очередь игра. Язык игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу (играть с кем хочу, где хочу, сколько хочу, чем хочу). Порой и у взрослых возникает желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся.
С целью снятия эмоционального напряжения, развития и обогащения сенсорного опыта ребенка родителям можно провести различные игры дома. Для развития мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности можно провести игру с массажным мячом «Колючий ежик». Упражнение «Бегемотики» делают лежа: положим на живот малышу игрушку и посмотрим вместе с ребенком, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.
С целью регуляции процессов возбуждения и торможения, снижения уровня тревожности, развития пластики движений можно предложить ребенку игру в прятки. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте).
С целью развития исследовательских навыков можно провести игры с водой «Наливаем, выливаем и сравниваем». Вода обладает притягательной силой, расслабляет, успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу.
С целью обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развития навыков речевого общения можно предложить игру «Разговор с игрушкой». Вы надеваете на руку перчаточную игрушку или куклу «бибабо». На руке ребенка — тоже игрушка. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки.
Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Т. Семенова, педагог-психолог д/с № 15.
Комментарии: