Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, а его речь четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно, у него возрастное, временное нарушение произношения. Скорее всего, оно пройдет само собой, с возрастом, но иногда малышу можно чуть-чуть помочь. Для этого важно знать причины таких задержек.
• Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают как со взрослым.
• Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.
• Причиной того, что ребенок неправильно произносит некоторые звуки, может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между C и Ц, Р и Л.
Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».
— Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!
1. Па-пя-па. Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом.
(Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные).
2. Бо-по-бо. Ту-ду-ду. Почка-бочка. Год-кот. Дочка-точка-дочка.
(Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные).
3. Со-шо-со. Ща-ча-ща. Мишка-миска. Крыса-крыша-крыса.
(Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные).
4. Ра-ла. Лу-ру-лу. Рожки-ложки. Лак-рак-лак.
(Проверяется способность различать звуки Р и Л).
Если ребенок не может повторить правильно из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать вам, где Мила, а где мыло; где лак, а где рак; где крыса, а где крыша и т.п.
Итак, вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если ребенку уже исполнилось пять лет, обратитесь за помощью к логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если ребенку от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.
О. Степанова, учитель-логопед д/с № 11.
Комментарии: