Экология-предмет, интересно или нет?

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений об окружающем мире. Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание осознанно-правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания. Задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

На занятиях по экологическому воспитанию в группе «Солнышко» мы даем понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. И сломанная ветка, и срубленная елка плачут и просят о помощи… Малыши все понимают буквально и ощущения сохраняют надолго, а если эти ощущения еще и эмоционально окрашены, то они на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, в игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если  вызывает положительные эмоции у детей, когда они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, мы построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям, а летом и к цветам. Здороваемся с ними, узнаем как у них дела, наблюдаем за их настроением.

Занятия строим по принципу отражения конкретной цели и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на улыбку, на доброе уважительное отношение ко всему с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания  уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме во второй младшей группе детского сада.

Л. Любаева, В. Маякова, воспитатели д/с № 14.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *