Воспитываем на народных традициях

«Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров», — сказал в конце 19 века патриарх духовного возрождения чувашского народа И.Я. Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения.
Работа с детьми в этом направлении предполагает обязательное проведение традиционных национальных календарно-обрядовых праздников. Мы стараемся, чтобы наши воспитанники не забывали старинных праздников и обрядов. В дошкольной группе Ходарской школы им. И.Н. Ульянова постоянно проводятся утренники в честь таких праздников. Например, такие праздники как Сурхури (Рождество), где дети распевают специальные сатирические куплеты «Сурхури, Кĕркури», а воспитатель угощает ребят пирожками (кукăль), ватрушками (пÿремеч), печеньем (йăвача), конфетами, приговаривая добрые пожелания. Традиционным стал праздник Çăварни (Масленица). Воспитатели и дети наряжаются в разноцветные сарафаны и яркие платки. Дети катаются на санках, соревнуются в ловкости и быстроте в спортивных эстафетах. В разгар празднества появляются «ряженые» воспитатели — масленичные баба с дедом (çăварни карчăкки). Они вместе с детьми играют в игры, водят хороводы и угощают детей блинами (икерчĕ). Также традиционным у нас стала Пасха (Мăнкун). Обязательно в любой из дней на пасхальной неделе дети вместе с взрослыми выходят на улицу приветствовать солнце. Сказочница в чувашском национальном костюме рассказывает древнюю легенду о борьбе Солнца со злой колдуньей Вупăр. Организуется выставка творческих работ родителей, детей и педагогов на тему «Светлая Пасха» или «Пасхальный звон» и т.п. А в начале июня в селе проводится праздник Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. После него в дошкольной группе мы проводим детский Акатуй, где дети в играх, песнях, соревнованиях, танцах отражают свои яркие впечатления.
Разучивая народные песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, к языку своего народа. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры и способствует формированию навыков гостеприимства на основе чувашских традиций и обычаев.
З. Петрова, воспитатель дошкольной группы Ходарской школы.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий