Что такое мелкая моторика? Это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук и ног. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Малыш учится управлять своими ручками, хватать предметы сначала всей ладонью, а затем и двумя пальчиками - формируется пинцетный захват. Затем ребёнок учится правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш.
Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребёнка. От развития мелкой моторики зависят ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка на внешние раздражители. Даже почерк каждого человека имеет свои особенности, связанные именно с развитием мелкой моторики рук!
Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Кстати, весьма полезным приобретением будет классическая хрюшка-копилка. Закладывая монеты в щель копилки, ребёнок тренирует пальчики.
Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром, или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Ещё ребёнка наверняка заинтересует идея рисования ногами! Пусть ребёнок зажмёт карандаш, фломастер, кисть между большим и указательным пальцем ноги и попробует рисовать. Это очень интересно и занятно, а главное — полезно, поскольку благодаря непривычным действиям происходит интенсивная стимуляция речевых и моторных центров головного мозга. Ещё можно собирать ногами мелкие вещи с пола. Или насыпьте на поднос песок, возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур — линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание. Можно использовать в качестве упражнений разрывание бумаги, лепку.
Практические рекомендации для родителей:
— Как можно чаще рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом, объясните, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти.
— Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать.
— Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. — Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
- Нарисуйте на листочке в клеточку несложную дорожку, если малышу не составит труда ее точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложней.
— Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и на аккуратность.
— Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу.
Г. Пахалова, заведующая д/с № 18.
Комментарии: