Мошенники бьют по людским слабостям

«Мам… Мам…» — рыдающий голос в трубке стационарного телефона в первые секунды показался незнакомым пожилой женщине. Но она тут же переспросила: «Галя, ты?». Всё, жертва попалась на крючок. И дальше мошенники заработали слаженной командой.

Псевдо-Галя, захлебываясь слезами, рассказала, что попала в ДТП, по ее вине пострадали люди: у одной пассажирки аж выкидыш случился, а у второй селезенка разорвалась, — и сейчас она якобы в больнице. К ней пришел следователь, который очень хочет поговорить с родными виновницы аварии.
Тут с пожилой матерью начал общаться мужчина. Представился и ввел в курс дела: потерпевшие готовы пойти на мировую при условии компенсации ущерба в 800 тысяч рублей, причем живыми деньгами, за которыми приедет человек. А еще спросил, есть ли сотовые телефоны? У хозяйки его не было, а вот у ее супруга был. И ему тут же позвонили и стали задавать какие-то вопросы. Был бы кто еще в этой семье с телефоном, мошенники позвонили бы и ему – главное, лишить людей возможности по свободному телефону связаться с «попавшим в беду» родственником.
Звонивший «следователь» расспросил про дочь, где и кем работает, живет и т.д. Мать назвала организацию, а на том конце решили уточнить, где это? Вот тут-то пожилая женщина смекнула: как следователь в Шумерле не знает эту организацию? Бросила трубку. Её муж сделал то же самое. Родители связались с дочерью, выяснили, что с ней всё в порядке, дома спокойно ужинает. Благодаря такой внимательности супруги не пополнили ряды обманутых граждан и не лишились своих накоплений. Однако на здоровье двух пожилых сердечников пережитый стресс сказался не лучшим образом…
Вот такую историю о своих родителях недавно поведала мне моя знакомая. А на днях состоялся разговор с начальником отдела участковых и по делам несовершеннолетних подполковником полиции Олегом Афанасьевым, который рассказал о новой волне мошенничества в отношении пожилых людей.
Именно гражданам старше 60 лет, именно на стационарные телефоны в последние 3 недели поступают звонки от мошенников. Причем преимущественно выбирают женщин, отметил собеседник, так как они более эмоциональны и подвержены панике. Практически у каждой есть дети или внуки, и злоумышленники так или иначе угадывают в отношении объекта преступления.
«Немало нам стало поступать звонков от тех, кого мошенникам не получилось «развести», так как у пожилых нет ни внуков, ни других родных. Всё это свидетельствует о массовой атаке мошенников», — сказал Олег Афанасьев.
К сожалению, тех, кто попался на уловки, больше. Так, например, сразу две шумерлинки, 62-х и 75-и лет, обратились вечером 21 ноября в полицию с заявлениями о мошенничестве. Обеим женщинам мошенники сказали, что для прекращения уголовного преследования в отношении попавших в ДТП родственников нужны деньги. Поддавшись волнению и панике, пострадавшие отдали подъехавшему курьеру свои сбережения — 71 тысячу и 200 тысяч рублей соответственно.
Всего же, по данным МО МВД России «Шумерлинский», только с 1 по 27 ноября по городу Шумерле и Шумерлинскому муниципальному округу зарегистрировано 10 аналогичных преступлений, от действий мошенников наши земляки потеряли 970 тысяч рублей. А за 10 месяцев текущего года сумма ущерба выглядит еще более внушительной – 7 миллионов 123 тысячи рублей (зарегистрировано 56 случаев такого мошенничества).
Схема, по которой действуют злоумышленники, хорошо известна полицейским: группа лиц, обученная неким психологическим приемам, обзванивает по номерам стационарных телефонов (причем могут обратиться по имени-отчеству и даже назвать фамилию. И это уже вопрос к компании-оператору: как и кому «слита» база данных?) и обрабатывает жертвы, а затем подключаются дропперы – это люди, которые, желая подзаработать, участвуют в преступных схемах, выполняя указания мошенников. Дропперы, например, обналичивают через свои банковские карты похищенные деньги или же, как в нашем случае, исполняют роль курьера. То есть пожилые люди передавали наличные деньги не напрямую звонившим мошенникам, а дропперу, который впоследствии получал процент с суммы. Курьер тоже оказывает психологическое давление на жертву, рассказывая в красках, как задержали и где содержат совершившего ДТП родственника. А еще дает инструкции: нужно подготовить кружку, ложку для задержанного, чистое полотенце, в которое необходимо завернуть деньги, и положить всё в пакет. Конечно, такие подробности только усиливают в жертве уверенность в реальности случившегося с родственником. По словам Олега Афанасьева, если нужной суммы у жертвы нет, то курьер может сыграть роль благодетеля, мол, попробую за имеющиеся деньги договориться. Лишь бы урвать хоть что-то.
Раскрыть подобные преступления трудно, признается собеседник. Чаще перед судом предстают не сами организаторы, а курьеры. Хотя поймать дропперов тоже нелегко — часто они неместные и передвигаются по всему региону не на личном транспорте, а на такси. Кстати, в случае с двумя шумерлинскими пенсионерками курьером, которого задержали полицейские, оказался 16-летний подросток. «Он нашел объявление в Сети о быстром заработке, «работодатель» его научил, что говорить и как делать, — рассказал подробности Олег Афанасьев. – Ездил на такси по адресам и в Шумерле, и в Алатыре, и в Канаше, и в Чебоксарах. О цели своих визитов парень прекрасно знал и угрызений совести не испытывал». Когда несовершеннолетнего предполагаемого злоумышленника задержали, он сообщил обо всех фактах за последние дни с указанием адресов, обстоятельств. Теперь в отношении него возбуждены уголовные дела по части 2 статьи 159 УК РФ «Мошенничество».
Стоит сказать, что по закону курьеры несут ответственность за мошенничество в полном объеме. И не имеет значения, задержан ли он со всей суммой денег, полученных от жертвы, или большую часть уже успел передать организаторам. Пока те в розыске, именно он должен возместить ущерб пострадавшим. «Молодым людям, которые в поисках быстрого заработка соглашаются на такую «работу», стоит хорошенько подумать обо всех юридических и финансовых последствиях, — предупредил сотрудник полиции. – Испорченная в юности по глупости собственная репутация и биография с клеймом судимости могут доставить немало неприятностей во взрослой жизни при выборе сфер профессиональной деятельности».
Почему пожилые люди, да и не только пожилые, так легко расстаются со своими кровными, доверяя совершенно незнакомому человеку, да еще по телефону — не видя собеседника, его паспорта, служебного удостоверения, погонов и прочей атрибутики, позволяющей хоть как-то идентифицировать личность? Почему, несмотря на широкомасштабную профилактическую работу, ведомую полицией, средствами массовой информации, социальными службами, банками, жилищными организациями, волонтерами, жертвами мошенников становится всё больше людей? Мошенники бьют по слабостям — это страх потерять накопления, желание легких денег, незнание принципов работы органов или кредитных организаций.
Нам остаётся лишь в очередной раз напомнить нашим читателям: будьте бдительными, не теряйте здравый смысл в стрессовой ситуации, пусть даже сам министр МВД или директор ФСБ звонит вам с требованием срочно куда-то и кому-то перевести ваши деньги! Запомните: ни следователи, ни министры, ни сотрудники банков не звонят и не пишут в мессенджерах гражданам! Если же у вас или ваших родственников, не дай бог, появятся проблемы с законом, то вас поставят в известность, не требуя денег, вызовут для дачи пояснений по повестке.

Н. Игнатьева.

В тему

Почему люди верят мошенникам? Как не стать жертвой мошенников?

  • Звонки «из банков»: «Это вы только что сделали перевод со своей карты?» Или: «На вас только что оформили кредит!»
  • Звонки «от родственников»: «Ваш член семьи попал в такую-то ситуацию, срочно нужны деньги».
  • Звонки «из правоохранительных органов»: «Вы нарушили закон, на вас заведено дело»…
    Полиция рекомендует гражданам не отвечать на звонки с незнакомых номеров словом «да». Дело в том, что мошенники могут собирать голосовые данные людей, чтобы потом использовать в незаконных банковских операциях. Также в беседе мошенникам никогда нельзя говорить слова «нет» и «я». Злоумышленники собирают такие голосовые портреты. Поэтому голосовые данные предоставлять ни в коем случае нельзя. Лучше всего сбросить звонок и не вести беседу с такими людьми, сразу после такого звонка позвонить в свой банк, правоохранительные органы.
  • Реклама в интернете: «Правительство всем выплатит пособия».
  • Объявление: «Работа для всех, 2-3 часа в день! Доход более 100 тысяч рублей в месяц»…
    Пришли на собеседование или откликнулись в Сети — оставили свои данные мошенникам.
  • Реклама в магазине: «Купи прямо сейчас и получишь подарок и купон 30 % на следующую покупку»…
    Обычно в подарок дают что-то неценное и ненужное, а купон будет действовать в течение 5-7 дней и, конечно, он вряд ли пригодится (бывают исключения). Обратите внимание: если продавец очень сильно хочет, чтобы вы прямо сейчас у него купили, задайте себе вопрос — кому это будет выгодно, вам или ему?
    Мозг в такие моменты отключается, человеком управляют эмоции, и мошенник, используя это, начинает легко управлять жертвой. Если вы находитесь во власти эмоций, даже позитивных, вы не можете в данный момент трезво оценить ситуацию, не принимайте в этот момент никаких решений, возьмите паузу. Не давайте никаких обещаний, не подписывайте никаких документов, отстраненно проанализируйте ситуацию, уходите от общения, сошлитесь на необходимость подумать.
    Если вас принуждают принять решение прямо сейчас, помните: это не так важно вам, как тому, кто вас принуждает совершить определенные действия. Это чистая манипуляция, направленная против вас.
    Н. Дяченко, психолог-психотерапевт.

Автор записи: anna