После шквала в социальных сетях недовольства горожан и обвинений местных властей
в срыве начала отопительного сезона в Шумерлю в пятницу, 13 октября, приехал
«коммунальный» десант. Замминистра строительства Чувашии Екатерина Филиппова,
руководитель Госжилинспекции республики Виктор Кочетков, главный инженер Чувашгаза
Иван Яшмолкин в сопровождении главы администрации города Эдуарда Васильева,
прессы и специалистов ряда управляющих компаний побывали по нескольким адресам, откуда чаще всего звучали жалобы на отсутствие отопления.
Первым объектом, который мы посетили, стал дом № 3 по ул. Пролетарской. На момент визита тепло в дом было подано, в чем чиновники смогли убедиться, посетив одну из квартир. Хозяйка сообщила, что батареи ожили только накануне вечером, хотя всем и везде администрация и Чувашгаз отписывались о подаче тепла с 9 числа. Об этой нестыковке рассказал и директор УК «Инжеком» Александр Гурбанов: «11 октября было направлено уведомление в Чувашгаз о необходимости провести комиссионный осмотр домов, которые питаются от БМК по ул. Ленина в связи с тем, что дом 3 по Пролетарской вообще не был подключен, по соседним домам ресурс не подавался, задвижки были закрыты. 12 числа была прокурорская проверка по моему обращению, где были подтверждены эти факты. По Коммунальной, 6 и Строителей, 4 также отопления не было. С утра снимали показания приборов учета — объема и температуры не было. Перед вашим приездом температуру подняли».
Позиция Чувашгаза, которую озвучил Иван Яшмолкин, не отличалась новизной, мол, недоработали управляющие компании: «У каждой управляющей компании и ТСЖ имеется обязанность стравливать воздух из системы теплоснабжения в первые дни запуска тепла с каждого стояка и осуществлять регулировку системы отопления». По его словам, «Инжеком» подтвердил готовность домов к пуску тепла письмом только 11 октября, хотя запрос на подтверждение направлялся Чувашгазом 6 октября. Без такого подтверждения тепло не может быть подано, уточнил он, трасса запущена 9 октября и у всех, кто подтвердил готовность, задвижки были открыты.
«На 9-е число дом даже не был врезан в систему отопления. Подключили 12-го вечером, — парировали инжекомовцы. — Подрядчик сам сообщил нам о завершении работ. Более того, от Чувашгаза не поступал ни график запитки сетей, ни график подачи ресурса. Поэтому жильцов не смогли своевременно уведомить». (Кстати, позже эту же претензию мы услышали от другой управляющей компании, что вновь доказывает низкий уровень коммуникации между Чувашгазом и УК, потребителями ресурса).
Разбираться в споре придется в том числе региональной Госжилинспекции. Её руководитель подтвердил, что в адрес инспекции тоже поступала информация о том, что не во всех МКД города теплоснабжение осуществлено в полном объеме. Проверить эти факты можно по параметрам приборов учета ресурса в домах и в котельных Чувашгаза, пояснил Виктор Кочетков, и если будут выявлены факты нарушения, то виновных привлекут к административной ответственности.
От дома № 3 десант направился в блочно-модульную котельную по ул. Ленина, по пути посетив детсад «Радуга» в связи с горячо обсуждавшейся в соцсетях информацией о том, что 2 городских детских сада якобы не были подключены к централизованному теплоснабжению. Однако ещё днем 12 октября в городском отделе образования газету заверили, что эта информация устарела, все детсады, кроме № 19 (который в связи с ремонтными работами закрыт для посещения), получают тепло, температурный режим в помещениях соответствует нормам. С утра мы побывали в детском саду «Солнышко», отапливаемом от БМК по пер. Школьному, в группах там было тепло, некоторые дети ходили в футболках. Как сообщила заведующая, отопление было подано 6 октября, аварий и сбоев не зафиксировано. В «Радуге», по словам руководителя учреждения, 12 октября с проверкой побывали работники территориального отдела Роспотребнадзора, замеряли температуру в помещениях, нарушений не выявлено. Замеры, произведенные главным инженером Чувашгаза, и показатели комнатного термометра подтвердили, что всё в норме.
После БМК журналисты предложили побывать еще в одном доме, жильцы которого несколько дней жаловались на холод в квартирах, — № 16/3 по ул. Октябрьской. Там встречал главный инженер ООО «Грант» Валерий Синёв. Он рассказал о том, что тепло к обслуживаемым УК домам подано, но пуско-наладочные работы идут с большим трудом, и основная причина — в стояках много воздуха. Из-за этого приходится по 3-4 раза проходить стояки. «Сам дом работает в режиме, дефицита по теплоносителю нет», — отметил он, добавив, что такая картина по многим МКД, в том числе и из-за непрофессионального вмешательства самих жильцов во внутридомовую систему отопления при замене радиаторов. На замечания, что жильцам дозвониться до диспетчера невозможно, Валерий Синев ответил, что нагрузка на диспетчерскую службу действительно очень высокая. Так, на 12 октября было зафиксировано 112 заявок. «Работаем практически в круглосуточном режиме. До 17 часов работает основная смена, ночью – дежурная смена. На производственном участке № 2 (куда относится вышеназванный дом. – Авт.) три человека основных и один дополнительно», — пояснил он.
Чтобы удостоверится, что дом по Октябрьской, 16/3 не стоит без тепла, посетили квартиру в крайнем подъезде. Батареи были теплыми, хозяйка сказала, что запитка прошла двумя днями ранее, но не по всем стоякам, а вот «сегодня пробило везде».
По итогам рейда специалисты, в том числе управляющих компаний, еще раз прокомментировали для прессы: отсутствие тепла в квартирах объясняется проблемами внутри домов и квартир. Это и воздух в системе, и неправильный монтаж радиаторов, и перекрытие кранов при отсутствии на батарее байпасной перемычки, позволяющей теплоносителю идти обходным путем. Подобные проблемы должны устранять управляющая компания и сами жильцы. Однако, как заметил Валерий Синёв, не во все квартиры слесари могут попасть для своевременного осмотра стояков.
Вечером того же дня на страницах администрации города в соцсетях появилась информация о том, что тепло подано во все 277 МКД, подключенных к центральной системе отопления. На следующий день администрация сообщила со ссылкой на «Чувашгаз», что горячая вода подана от котельных по ул. Чайковского, К. Маркса, Ленина и Коммунальной, от котельной по ул. Сурской обещали на следующие сутки, а от котельной по пер. Школьному — до конца месяца. 16 октября официальные паблики проинформировали: подача горячей воды выполнена на 78 %; горячее водоснабжение от котельной по ул. Ленина подано в 21 дом из 31, по оставшимся 10 домам воду планируется дать до 19 октября; горячую воду в дома, запитанные от котельной по Школьному переулку, планируется дать с 25 по 30 октября». Но жалобы на отсутствие тепла и горячей воды там, где она должна быть, продолжали поступать.
Наталья Игнатьева.