Известный ученый, талантливый писатель

В начале этого года в библиотеках республики состоялись литературные встречи, посвящённые 80-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка — уроженца д. Питушкино (ныне с. Туваны) Шумерлинского района, доктора филологических наук и писателя Георгия Иосифовича Федорова. Его не стало в 2015 году.

«Доброе имя остается на века», — говорят в народе. Имя Георгия Иосифовича чтят и помнят в родном краю, в научных и литературных кругах Поволжья и Урала. Его труды в области поэтики, теории, истории и философии литератур народов этих регионов сохраняют свою актуальность и по сегодняшний день, с помощью составленных им учебных пособий студенты и школьники Чувашии изучают чувашскую литературу.


В Туванской сельской библиотеке, которая с 2018 года носит имя Г.И. Федорова, мы встретились с близкими ученого. В беседе со вдовой Георгия Иосифовича, Галиной Федоровной, и с сыном Александром раскрылся удивительный и многогранный мир нашего выдающегося земляка.
Г.И. Федоров родился 10 февраля 1942 года в семье колхозников. Из четырех детей Георгий был самым старшим. Еще в детстве он полюбил книги, чтение и эту любовь пронес через всю жизнь. Уже во втором классе он с удовольствием читал книги на русском языке. Георгий вспоминал, как часто прятался с книжкой на сеновале, чтобы его никто не смог потревожить за этим увлекательным занятием.


Георгий Иосифович семилетнее образование получил в Туванской, а среднее – в Ходарской школах. В 6 классе написал первое в своей жизни стихотворение. В старших классах он увлекся прозой, делал первые шаги в написании рассказов.


После окончания школы Г.И. Федоров год проработал в Торханской семилетней школе пионервожатым. В 1960 году поступил на музыкальное отделение Канашского педучилища вместе с ещё одним выдающимся нашим земляком – композитором Юрием Кудаковым. Однако Георгий Иосифович после второго курса оставил учебу и поступил на русско-чувашское отделение Чувашского государственного пединститута им. И.Я. Яковлева. «Хороший композитор из меня не получится, я лучше пойду туда, куда просится душа», — сказал он тогда другу. Однако музыка навсегда осталась в его жизни в виде увлечения, приятного времяпрепровождения, творческого порыва. В доме Федоровых было пианино, и Георгий Иосифович часто играл на нем. Любил классику, особенно Ф. Шопена, П. Чайковского, Р. Шумана, Л. Бетховена. Из чувашских композиторов он восхищался творчеством Г. Хирбю, Ф. Лукина, Г. Лебедева. Ему по душе были мелодичные, плавные музыкальные произведения.


Музыкальная тематика часто присутствовала и в творчестве Георгия Иосифовича, к некоторым своим стихам он сочинял музыку. Впоследствии его песни с нотами были включены в сборник «Избранное». А песня «Тавтапу=, анне» в 2016 году в хит-параде чувашских песен «Кайри мала» звучала несколько месяцев. И сегодня её часто можно слышать на национальном радио. Галина Федоровна вспомнила, как однажды по пути на юбилей к её матери муж в дороге сочинил стихи и музыку, и они в гостях вместе исполнили её для именинницы. Он любил поздравлять близких, коллег стихами собственного сочинения.


В годы учебы в институте Г.И. Федоров стал интересоваться особенностями родного языка, увлекся фразеологизмами, стал выписывать их на отдельные карточки из различных источников, делал пояснения. Такая работа помогла ему глубоко проникнуть в тайны образной чувашской речи. Начатое в 1960-х годах дело не прекращалось в течение 40 лет и вылилось в серьезное двухтомное издание «Толковый словарь фразеологизмов чувашского языка», в котором насчитывается более десяти тысяч фразеологизмов. Показывая издание, Галина Федоровна привела слова профессора Виталия Родионова: «Даже если бы Георгий Иосифович кроме составления этого словаря ничем больше не занимался, только благодаря этому труду его имя осталось бы в истории».
Первые шаги в научной работе Г.И. Федоров делал в 1971—1974 годах, когда стал работать научным сотрудником отдела языка Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики ЧАССР. В этот период он начал изучать творчество поэта Алексея Воробьева, в литературном журнале «Ялав» была издана его первая литературоведческая работа «Глоток желаний».


В последующем деятельность Георгия Иосифовича чередовалась с работой в школах республики учителем русского языка и литературы и в научно-исследовательском институте. Он говорил, что благодарен судьбе за опыт учительства, давший богатый материал для последующих исследований. Его научная работа с годами вылилась в серьезный труд. В 1990 году Г.И. Федоров защитил в Уфе кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы поэтики психологической прозы 1950—1980 гг.». К этому времени он уже считался в республике сложившимся ученым, был редактором нескольких научных сборников, изданных отделом литературоведения и фольклористики, членом редколлегии литературного журнала «Тёван Атёл».


В 1997 году ученый в Казани защитил докторскую диссертацию по теме «Своеобразие художественного мира чувашской прозы 1950—1990-х гг.». Эта работа получила высокую оценку литературоведов, была выдвинута на соискание госпремии в области науки.
С 1998 года местом трудовой деятельности Георгия Иосифовича стал Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, где он уже читал лекции по теории и истории чувашской литературы. Первые четыре года он возглавлял кафедру стилистики и библиотековедения, а с 2002 по 2011 годы – кафедру культурологии. Последняя, можно сказать, была детищем Георгия Иосифовича. Он сам ездил в Москву для получения разрешения открыть в ЧГУ кафедру, получил его и стал привлекать самых активных и видных деятелей культуры для работы на ней. Это дало свои плоды, кафедра стала центром культурного образования республики. Многие его студенты уже на последних курсах начинали проявлять себя в различных сферах деятельности, определялись с местом работы в печатных изданиях, на телевидении, в учреждениях культуры.


За годы работы в университете Георгий Иосифович разработал новые учебные курсы «Чувашская этнориторика», «Сопоставительная история русской и чувашской литератур», «Теория и практика художественного текста», «История чувашской литературы» и другие. Им написан ряд учебных пособий для высшей школы по истории и теории чувашской художественной литературы, хрестоматия и учебник по чувашской литературе для 11 класса. Всего у ученого насчитывается более 250 научных работ и статей, 8 монографий.


Почти 20 лет Федоров входил в состав диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по вопросам филологии и истории в ЧГУ. Под его руководством защитили свои ученые труды около 20 человек.


В 2007 году Г.И. Федорову было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Чувашской Республики», в 2008 году присуждена Государственная премия в области гуманитарных наук за монографию «Чувашская литература (1945—1985 гг.)».


Наш выдающийся земляк, изучавший творчество многих чувашских поэтов и писателей, никогда не переставал писать и сам. Его стихи и повести печатались в литературных журналах республики. Главное произведение Г.И. Федорова – метафорический эскиз (роман) «Ай, мёнтарён хир мулкачи» («У нас колесница одна»), состоящий из семи повестей. Название произведения взято из чувашской народной песни, где поется о слабом и беззащитном степном зайце. В романе жизнь бедного чуваша часто сравнивается с жизнью зайца в поле. В художественное произведение вошло много жизненных историй, записанных автором из воспоминаний старожилов Туванского поселения. И прототипами некоторых героев стали туванцы, один из них – дед автора по материнской линии, имя которого в произведении оставлено неизменным. Его в 1905 году по согласию родителей отправили в армию на 3 года вместо сына местного богача. За это богач обязался построить ему новый дом. Вместо трех лет солдат прослужил все одиннадцать, но вернулся на родину живым. Однако построенный для него дом был занят, там жил старший брат со своей семьей. Отца уже не было, вскоре умерла и мать. В ветхом родительском доме жить было невозможно. Солдат создал семью с одинокой женщиной. У них родились трое детей: две дочери и сын. Одна из дочерей — мать Георгия Иосифовича.


Литературоведы повести Г.И. Федорова называют интеллектуальной, или профессорской, литературой и отмечают, что такая проза возможна только при глубоком знании и чувствовании устного народного творчества, национальной философии, литературы, культуры. Творчество писателя также вобрало в себя и лучшие традиции мировой литературы, которую он неустанно изучал.


Эскиз (роман) в свои годы был опубликован частями в литературном журнале. А в этом году благодаря стараниям вдовы и детей писателя была издана отдельная книга. «Сюда мы включили и последнюю, седьмую повесть, которая раньше не издавалась. И так получилось, что готовую книгу мы забрали из издательства в день 80-летия Георгия Иосифовича», — делится Галина Федоровна.
Супруга Г.И. Федорова — удивительная женщина. Они с будущим мужем познакомились в 1968 году. Молодые педагоги были направлены в одну школу: Георгий Иосифович — учителем русского языка и литературы, а Галина Федоровна – учителем математики. В 1970 году они создали семью и прожили душа в душу вместе 45 лет, вырастили дочь Татьяну и сына Александра. Когда Георгия Иосифовича не стало, Галина Федоровна полностью посвятила себя изданию его трудов. Вначале занялась составлением алфавитного указателя всех его научных и творческих работ, систематизацией материалов и подготовкой к изданию «Толкового словаря фразеологизмов чувашского языка». Принимала непосредственное участие в организации и проведении вечеров памяти. Были изданы воспоминания коллег, писателей и литературоведов о жизни и творчестве Г.И. Федорова. А в последние годы Галина Федоровна была занята изданием метафорического эскиза (романа) в семи повестях. Чтобы сделать произведение более доступным для читателя, помогала корректору книги — писателю Людмиле Сачковой — составить пояснения к сложным для восприятия словам. В начале этого года вышел и поэтический сборник Г.И. Федорова, куда вошли стихи разных лет, а также его песни с нотами. «Любимым временем года у Георгия Иосифовича была золотая осень. И для сборника стихов мы с сыном подобрали картину с изображением деревьев в золотой одежде», — с радостью показала обложку книги Галина Федоровна.


Говорят, мы живы до тех пор, пока нас помнят. И кажется, имя нашего выдающегося земляка — талантливого писателя и незаурядного ученого — наоборот, с годами звучит все ясней и отчетливей. Г.И. Федоров, скромный и деликатный, не любил шума вокруг своего имени, часто оставался в тени. Сегодня же близкие и поклонники его творчества делают всё, чтобы к его богатому наследию смогли прикоснуться читатели разных поколений.

«После прочтения монографии Г.И. Федорова «Художественный мир чувашской прозы» я пришла к выводу, что чувашскую литературу нельзя отнести к малым литературам. Такая серьезная работа может писаться только на основе большой литературы. Надо отметить, что работа Федорова является крупным вкладом не только в чувашскую литературную науку, но и в российское, и в тюркское литературоведение. Она поднимает чувашскую теоретико-эстетическую мысль на новую высоту».
Р.К. Ганиева, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель наук Республики Татарстан.

«В рамках «профессорской литературы» выделяется творчество Г.И. Федорова – прозаика, поэта, доктора филологических наук. Очень важно, что во всех видах творческой деятельности, в том числе и в научной, известный ученый стремится найти истоки национальной культуры, выразить посредством слова её своеобразие. По его мнению, у чувашей сохранился стержень культуры. И этот стержень есть внутри каждого её представителя – важно его нащупать».
В.В. Никифорова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения ЧГИГН.

Марина Ветликова. 

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий