Зашумит ли клеверное поле,
Заскрипят ли сосны на ветру,
Я замру, прислушаюсь и вспомню,
Что и я когда-нибудь умру.
Е. Евтушенко.
Ежедневно в редакцию газеты «Вперёд» поступают письма и звонки.
Наши подписчики и читатели обозначают проблемы, как личного, так и общественного характера, просят помочь в решении самых разных вопросов повседневной жизни.
На каждое такое обращение мы стараемся реагировать оперативно: изучаем проблему, обращаемся,
по необходимости, к специалистам в той или иной области за разъяснениями и т.д.
Многие из обращений, как правило, ложатся в основу публикаций на страницах газеты.
Мы уверены, что именно огласка позволяет достичь наибольшего эффекта в решении острых вопросов.
Тема, речь о которой пойдет ниже, в той или иной степени касается шумерлинцев всех поколений,
и не только проживающих в городе, но и за его пределами.
Уроженка Шумерли, а ныне жительница Санкт-Петербурга Мария С., позвонившая в редакцию, посетовала на то, что, приехав в город и посетив местное кладбище, не смогла отыскать могилу своего деда. Он умер еще в 70-е, когда Мария была совсем маленькой. Вскоре со своими родителями она переехала в город на Неве. В Шумерле хоть и бывала, но могилу деда не посещала. Теперь и родителей уже нет в живых, и других родственников не осталось. А так хочется знать, где похоронен родной человек. Вот Мария и задала нам, журналистам, вопрос: почему на нашем городском кладбище нет реестра захоронений, по которому можно было бы без проблем отыскать могилу?
Понимая всю важность проблемы, мы обратились к исполняющему обязанности директора МУП «Коммунальник» Валерию Синеву, в ведении которого находятся все городские кладбища. Действительно, ответил руководитель, реестр захоронений на городских кладбищах не ведется. «Коммунальник» выдает лишь справку на разрешение захоронения, по которой кладбищенские работники указывают родственникам усопшего место для погребения.
А как в других городах организована деятельность кладбищ? Мы изучили этот вопрос и выяснили, что содержание мест захоронения и работы специализированных служб по вопросам похоронного дела в стране определяют рекомендации Госстроя России о порядке похорон и содержания кладбищ в Российской Федерации. В ряде субъектов приняты свои законы и постановления о похоронном деле, согласно которым достаточно обратиться в администрацию кладбища, где хранятся данные обо всех захоронениях, и узнать, кто, когда и на каком участке был похоронен. Если известна хотя бы примерная дата смерти, то найти нужную запись можно без проблем. В некоторых муниципалитетах нам даже удалось обнаружить сайты, содержащие электронную базу данных умерших и карты-схемы с местами их захоронения. Набираешь, например, фамилию в строке поиска, и на экран выводится схема кладбища с указанием искомой могилы. Или же, наоборот — наводишь курсор на схему кладища и всплывает надпись о том, кто покоится в каждой конкретной могиле.
Напоминаем, что в Шумерле три кладбища, два из них — действующие. Увы, ни у одного из них нет архива! Никаких записей, никакого элементарного учета. У большинства шумерлинцев здесь лежат родные и близкие, и создание реестра кладбища, без сомнения, облегчило бы поиск могил родственников, знакомых, коллег, как для жителей города, так и для гостей, посещающих места захоронения. К тому же хочется верить, что с наведением порядка в учете появится больше порядка и на самих кладбищах.
Мы понимаем, что реализовать это непросто. За всеми этими удобными сайтами и четкими схемами стоит колоссальный труд десятков людей. Как технически осуществить систематизацию захоронений? Какие человеческие и материальные ресурсы для этого потребуются? Будет ли эта систематизация захоронений осуществлена путем составления плана-схемы кладбищ, создания электронной базы данных или навигатора-справочника? И на чьи плечи, в конечном итоге, ляжет обязанность постоянно обновлять эту базу? И за чей счет? Вопросов много.
Поэтому редакция выносит на широкое публичное обсуждение эту проблему и обращается ко всем заинтересованным сторонам, прежде всего к администрации города, организациям, учреждениям, краеведам, волонтерским отрядам, общественникам, с просьбой высказать свои мнения и предложения о путях решения этого вопроса. Со своей стороны мы гарантируем информационную поддержку и полное содействие.
Думаем, что реализация столь нужного проекта необходима и в связи с планируемым открытием нового городского кладбища. Сохраняя память о наших предках, мы сохраним историю нашего города. А в будущем потомки не позволят себе предать забвению и наши с вами могилы.
Ольга Дмитриева.
Комментарии: