«Афганцы» по-прежнему в строю

15 февраля ежегодно в различных уголках бывшего Советского Союза и за его пределами собираются ветераны-афганцы. Но не всем понятно, почему уже не молодые люди из года в год встречаются. Спустя более четверти века порой даже близкие и родные люди не всегда знают и помнят об их боевом прошлом.
Но есть вещи, о которых человек будет помнить всю жизнь. Это минуты, когда ты по-настоящему чувствуешь себя человеком. Ветераны хорошо знают, что это за мгновения, и они остаются для них святыми на всю оставшуюся жизнь.

В канун 28-й годовщины вывода советских войск из Афганистана своими воспоминаниями поделился участник тех событий шумерлинец
Владимир Афиногенович Дмитриев:
— Призвался я осенью 1979 г. и был направлен в только что сформированную 56-ю десантно-штурмовую бригаду, стоявшую в г. Чирчик Туркестанского военного округа. Бригада создавалось для ведения боевых действий в горно-пустынной местности. В ночь на 11 декабря 1979 года нас подняли по тревоге, построили на плацу, дали по автомату. Тут же приняли присягу, погрузились в два эшелона и отправились в сторону границы с Афганистаном. Разгрузились 13-го числа под Термезом, в районе военного аэродрома Кокайды. Две недели там прошли в полном неведении того, что будет. Быт был налажен слабо, мы могли по несколько дней не умываться, фляжка воды была на целый день. 27 декабря 4-й батальон бригады пересек государственную границу с Афганистаном и взял под охрану перевал Саланг на трассе Термез-Кабул. 28 декабря 3-й батальон был переброшен на вертолетах в Афганистан и захватил перевал Рабати-Мирза на трассе Кушка-Герат.
В начале января 1980 г. 1-й батальон, где служил Владимир Дмитриев, своим ходом двинулся в Афганистан. По понтонному мосту форсировали Амударью и дальше — в г. Кундуз одноименной провинции на севере Афганистана. С первых же дней пребывания на территории Афганистана бригада окунулась в боевые действия, проводя в северных провинциях разведовательные поиски и засады, сопровождая колонны советских войск на автодорогах Хайратон-Кабул, Хайратон-Кундуз-Файзабад, Ханабад-Баглан-Пули-Хумри. В этих боях приобретался боевой опыт.
Но и оппозиция, успевшая укрепиться в провинциях, нередко оказывала сопротивление. Так, под Кундузом мятежникам удалось перекрыть дорогу в северные районы. Для восстановления движения 12 февраля 1980 г. с помощью вертолетов МИ-8 у кишлака Коджагар высадилась десантная рота, которая освободила единственный в этих местах Кокчинский мост. С этой операции привезли первых убитых — штурм моста стоил жизни семерым десантникам.
Бригада проводила не только бои местного значения, но и участвовала в крупных войсковых операциях. В июне 1980 г. совместно с другими подразделениями 40-й армии участвовала в штурме крупного укрепрайона душманов на «горе воров». Весь 1980-й и следующий 1981 г. бригада участвовала в боях, ее очень сильно трепало, численность личного состава иногда снижалась до 50 % от штатной, и это были не только боевые потери: кого-то косила желтуха или брюшной тиф, было немало легкораненых. После одного из боев под Кундузом в июле 1981 г. Владимир Дмитриев попал в госпиталь в Ташкенте, после лечения в ноябре 1981 г. демобилизовался. Сегодня ветеран-афганец по-прежнему в строю — активно участвует в ветеранском движении воинов-интернационалистов и ветеранов ВДВ Шумерли.
Прошедшие Афганистан сотни тысяч молодых людей Советского Союза сплотились в новое военно-ветеранское движение, продолжающее традиции ветеранов-победителей в Великой Отечественной войне. «Афганские» организации стали заметной частью общественной жизни страны. И хотя нелегкая досталось доля этому поколению — возвращаться в мирную жизнь во время социально-политической перестройки, — «афганские» организации проявили себя и умелыми защитниками индивидуальных судеб, и помощниками бывшим воинам, родителям погибших, инвалидам.
Н. Бутузов,
председатель Совета ветеранов ВДВ г. Шумерли.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий