20 марта Глава Чувашии Михаил Игнатьев на очередной 20-й сессии Государственного Совета Чувашской Республики выступил с отчетом о результатах деятельности Кабинета Министров за 2013 год.
Как отметил Глава республики, деятельность Правительства Чувашии основывалась на таких базовых принципах, как максимальная открытость и прозрачность, поддержка общественных и бизнес-инициатив, повышение роли местного самоуправления в решении экономических и социальных вопросов, разумный баланс между выполнением неотложных и стратегических задач.
В докладе серьезное внимание было уделено анализу ситуации в промышленном комплексе, сельском и дорожном хозяйстве, реализации комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов. Михаил Игнатьев отметил, что одной из основных задач Правительства было и остается создание благоприятной среды для притока инвестиций. Уже на протяжении нескольких лет республике присваивается кредитный рейтинг «стабильный» сразу двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами – Moody’s и Fitch.
Михаил Игнатьев отметил, что в целом муниципалитеты развиваются успешно, но есть проблемные моменты, характерные для всех муниципальных образований республики. Практически во всех муниципальных образованиях наблюдается задолженность по арендной плате за муниципальные и неразграниченные земли. Недостаточно активно осуществляется работа по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты капитального строительства, включенные в реестр муниципального имущества.
Завершая выступление, М. Игнатьев подчеркнул, что данные социологических опросов в целом говорят о позитивной оценке населением работы органов власти республики: «Вырос уровень доверия к власти, увеличился индекс удовлетворенности государственными и муниципальными услугами, у жителей республики стало больше оптимизма, больше уверенности в том, что их жизнь улучшится».
О бюджете
Сбалансированный бюджет позволил в полном объеме выполнить социальные обязательства. Расходы консолидированного бюджета Чувашской Республики на социальную сферу составили 31,2 млрд. рублей, или 70,1 % от общего объема расходов.
Налоговые и неналоговые поступления консолидированного бюджета Чувашской Республики составили 27,9 млрд. рублей, или почти 65% от всех доходов консолидированного бюджета республики, и увеличились на 9,2 % к уровню 2012 года. По темпу роста налоговых и неналоговых поступлений в прошлом году республика заняла 4 место среди регионов ПФО, поднявшись на две ступеньки по сравнению с 2012 годом.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 15,2 млрд. рублей, рост поступлений к уровню 2012 года – на 4,2 %. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности получены в 2013 году в сумме 7 млрд. 37 млн. рублей, что на 30,3% больше, чем годом ранее. Это свидетельствует об эффективной работе, проводимой Правительством республики по привлечению дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
По темпу роста безвозмездных поступлений в прошлом году республика заняла 4 место среди регионов ПФО, и эти показатели у нас улучшились.
В прошлом году работа Кабинета Министров была направлена на увеличение собственных доходов республики, повышение эффективности использования государственного имущества. Ее результатом стало поступление в консолидированный бюджет Чувашской Республики доходов от управления и распоряжения имуществом в сумме 2,4 млрд. рублей, что на 26% больше, чем за 2012 год.
Приоритетной была работа по оптимизации долговой нагрузки на бюджет. В результате государственный долг республики по сравнению с началом 2013 года снижен на 6,5 процентных пункта и на 1 января 2014 года составил 48,2 % от объема доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.
О зарплате
Средний размер заработной платы в экономике в 2013 году составил 19 424 рубля, что на 13 % больше прошлогоднего уровня. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в прошлом году составила 105,8 % к 2012 году.
Продолжалось последовательное повышение средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. На эти цели направлено более 1,8 млрд. рублей из консолидированного бюджета Чувашской Республики. В результате указанных мер средняя заработная плата педагогов школ в республике составила 20 141 рубль, рост на 28,5% к 2012 году,врачей – 28 430 рублей, рост почти на 21% к 2012 году, работников спорта – 17 240 рублей, рост почти на 50% к 2012 году. Рост зарплаты работников культуры составил в 2013 году почти 25%, зарплата социальных работников увеличилась в 1,6 раза, педагогов детских дошкольных учреждений — в 1,7 раза.
Правительство России отметило Чувашскую Республику в числе 7 лучших регионов Российской Федерации по эффективности достижения индикативных показателей повышения заработной платы работников бюджетной сферы в рамках выполнения указов Президента России Владимира Путина от 7 мая 2012 года.
В 2013 году ситуация на рынке труда Чувашской Республики сохранялась стабильной во многом благодаря эффективной государственной поддержке занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы снизился до 0,7 %. По данному показателю Чувашская Республика находится на 3 месте среди субъектов Приволжского федерального округа. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, составил 5,7 %. Этот показатель в 2012 г. был хуже.
О промышленности
В 2013 году в промышленном комплексе с разной степенью проявлялись как позитивные, так и сдерживающие тенденции. Индекс промышленного производства в 2013 году составил 98,6 %, по России – 100,4 %. Это ниже, чем российский показатель, но в то же время, прогнозы на начало 2013 г. оправдались.
27 промышленных предприятий превысили миллиардный рубеж объема отгруженной продукции. В 2012 году таких организаций было 25. Наиболее существенный прирост объемов обеспечили «ЭЛАРА», «ВНИИР», «ЭКРА», «Бреслер», «Шумерлинский завод спецавтомобилей», «Комбинат автофургонов», филиал «Фирмы «Август» «Вурнарский завод смесевых препаратов», ОАО «АККОНД», «Букет Чувашии» и другие организации.
В Чувашии активно ведется работа со стратегическими партнерами, мощными акционерными обществами: ОАО «РЖД», ОАО «Россети», ГК «Росатом», ОАО «РусГидро», предприятиями автопрома и другими. Объем поставок продукции для стратегических партнеров составил почти 34,5 млрд. рублей, в 2014 году — прогнозируется в размере 45,4 млрд. рублей, с ростом на 31,5%.
В целях ускоренного внедрения в производство инновационных технологий, создания новых инновационных производств за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 2013 году оказана поддержка в реализации ряда инновационных проектов.
Это «Строительство завода по выпуску высококачественного энергоэффективного облицовочного керамического кирпича и изделий поризованной и теплой керамики – «Траковская керамика» (ЗАО «ТУС»), «Создание нового производства по переработке молока» (ОАО «Ядринмолоко»), «Производство спецпокрытий для судостроительной промышленности» (ОАО «Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева»), «Создание высокотехнологичных участков обработки сэндвич-панелей и металлообработки с использованием инновационных технологий» (ОАО «Комбинат автомобильных фургонов»), «Организация серийного производства инновационных комплектных устройств до 1000 В и выше в закрытом акционерном обществе «Чебоксарский электроаппаратный завод».
Проведенная в 2013 году работа дала положительные результаты, что подтверждено высокими наградами, которых удостоились инновационные разработки Чувашской Республики на международных и всероссийских выставках.
О сельском хозяйстве
В 2013 году в связи с гибелью посевов в результате аномально жаркой погоды и продолжительных дождей в период уборки урожая индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 89,3%. Общий объем государственной поддержки агропромышленного комплекса республики в 2013 году вырос на 16% к уровню 2012 года и составил 2 млрд. 450 млн. рублей, из них 2,3 млрд. рублей выделено на сельскохозяйственное производство, остальная сумма – 150 млн. рублей – на социальное развитие села.
Объем кредитов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями и организациями АПК, составил 7,2 млрд. рублей. Это чуть выше, чем в 2012 г.
Малыми формами хозяйствования с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» привлечено 20,9 млрд. рублей льготных кредитов, в том числе в 2013 году — 4,6 млрд. рублей, или 104,7% к 2012 году. Льготными условиями кредитования для развития личного подворья воспользовались 102 тысячи 800 сельских семей, в том числе 21% семей повторно.
Но в 2013 году возникла проблема недостатка средств федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, привлеченным малыми формами хозяйствования. Задолженность составляет на сегодня по представленным первичным документам 204 млн. рублей. Минсельхозом России лимит для республики обозначен в размере 541 млн. рублей, выплаты начнут производиться в апреле текущего года, и долги 2013 года будут погашены в полном объеме перед этими заемщиками.
В Приволжском федеральном округе Чувашия является одним из регионов — лидеров по активности участия в программах поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. За два года реализации данных программ государственной поддержкой воспользовались 97 начинающих фермеров и 10 семейных животноводческих ферм, в том числе в 2013 году – 46 начинающих фермеров и 7 семейных животноводческих ферм. Большинство фермеров уже реализовали свои инвестиционные проекты, что позволило значительно повысить эффективность производства.
В то же время не решается поставленная задача по введению в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения. В большинстве районов нет реальных проектов по вовлечению заброшенных земель в севооборот. Еще раз подчеркиваю, что эффективность решения этой задачи существенно влияет на экономические показатели сельских районов и оценку деятельности руководителей органов местного самоуправления.
О плате за ЖКУ
Ключевым фактором для снижения инфляции является политика сдерживания роста тарифов естественных монополий.
Прогнозируемое максимальное изменение совокупной платы за коммунальные услуги c 1 июля текущего года по отношению к декабрю 2013 года составит в среднем по республике 104,9%, что ниже прогнозируемой инфляции. По принятым решениям среднегодовое изменение совокупной платы граждан за коммунальные услуги в среднем по республике по сравнению с декабрем 2013 года составит 2 % против максимально допустимого в среднем по Чувашии 2,45%.
Несмотря на то, что вопросы оказания качественных жилищно-коммунальных услуг и их стоимости остаются проблемными для многих жителей многоквартирных домов, уровень удовлетворенности жителей республики жилищно-коммунальными услугами в прошлом году возрос. Согласно опросам по этому показателю Чувашия улучшила свои позиции среди регионов Российской Федерации.
Об инвестициях
Уже на протяжении нескольких лет республике присваивается кредитный рейтинг «стабильный» сразу двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами – Moody’s (Мудис) и Fitch (Фитч). В сентябре 2013 года и в январе 2014 года оба агентства в очередной раз подтвердили свою оценку Чувашии как надежного партнера даже в условиях негативных процессов, происходящих в мировой экономике. Это нам дает на сегодняшний день возможность, прежде всего, выпускать свои облигации на долгосрочный период, на три года, мы заявку дали, в Минфин уже проходим, и в этом году эти долгосрочные инвестиции будем привлекать для того, чтобы реализовать все те мероприятия, программы, которые у нас утверждены на уровне Кабинета Министров.
Одной из основных задач Правительства республики было и остается создание благоприятной среды для притока инвестиций. Благодаря внедрению механизмов государственно-частного партнерства меняется структура инвестиций, снижается доля бюджетных инвестиций на фоне увеличения доли внебюджетных, в том числе в объекты общественной инфраструктуры. Это коммунальное строительство, транспортный комплекс и другие направления.
Так, доля внебюджетных инвестиций по Чувашской Республике в общем объеме инвестиций в основной капитал по источникам финансирования увеличилась с 65 % в 2009 году до 70,5 % в 2013 году.
За последние годы предприятиями реального сектора экономики реализованы крупные инвестиционные проекты, основные объемы инвестиций на реализацию которых были направлены в 2010—2012 годах, когда наблюдался высокий темп роста инвестиций.
Однако в связи с тем, что в 2012 году закончилось основное финансирование таких высокозатратных проектов, как «Солнечная долина» и мост через р. Суру, в прошлом году сработал так называемый эффект высокой базы, и общий объем инвестиций в основной капитал снизился до 83 % к уровню 2012 года.
Для формирования благоприятного инвестиционного пространства, повышения публичности и прозрачности оборота земель в 2013 году создан Единый открытый информационный ресурс о свободных земельных участках. По состоянию на 1 марта текущего года в нем размещены сведения о 134 свободных земельных участках. Данный перечень необходимо расширить. Перед органами местного самоуправления поставлена задача в ближайшие 2 года осуществить полную инвентаризацию свободных земельных участков и их формирование для дальнейшего предоставления инвесторам через аукционы.
О моногородах
Следующее приоритетное направление работы Правительства Чувашской Республики – это реализация комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов. Благодаря финансовой поддержке из федерального бюджета социальная ситуация в моногородах Новочебоксарске и Алатыре значительно улучшилась. Так, с 2009 года уровень зарегистрированной безработицы снизился в Алатыре в четыре с половиной раза, в Новочебоксарске – в семь раз (с 3,7 до 0,5%). Мы помним, какая ситуация была и какая она на сегодняшний день. Создано дополнительно 1340 постоянных и 1880 временных рабочих мест в Алатыре, 4388 постоянных и 2112 временных рабочих мест — в Новочебоксарске. Повысилась доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров: в Алатыре с 12,5 до 17%, в Новочебоксарске – с 25 до 30%.
В настоящее время на федеральном уровне одобрен перечень
моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией, в группу кризисных моногородов, претендующих на оказание государственной поддержки, включен также моногород Канаш.
О малом бизнесе
В республике реализуются практически все формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, оказываемые в Российской Федерации. В 2013 году государственную поддержку получили более 10 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, из них финансовую поддержку — более 1,5 тысячи, что на 27% больше уровня 2012 года. Принятые меры принесли значимые результаты. Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней увеличился на 10%, оборот продукции (услуг), производимой субъектами малого и среднего предпринимательства — на 19 %. Задача правительства и муниципалитетов – создавать условия представителям субъектов малого и среднего бизнеса для открытия предпринимательского дела, особенно в сельской местности.
О строительстве
Важным направлением по-прежнему остается развитие дорожного хозяйства. На осуществление дорожной деятельности из бюджетов различных уровней в 2013 году были выделены средства в сумме 2,7 млрд. рублей, в том числе средства Дорожного фонда Чувашской Республики – 2,5 млрд. рублей, или 130% к 2012 году. В динамике рост хороший, но в то же время этих средств на сегодняшний день, чтобы разрешить все вопросы, которые поднимают жители тех или иных микрорайонов, конечно, недостаточно.
В текущем году будут продолжены строительство автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, ремонт в границах населенных пунктов и внутри дворовых территорий. В то же время стало очевидным, что рост количества автомобилей, находящихся в собственности граждан, опережает финансовые возможности республики по строительству необходимого количества новых дорог и их содержанию. Поэтому принято решение о создании дорожных фондов муниципальных образований в этом году. На текущий год они сформированы в объеме порядка 226 млн. рублей, это первоначальные цифры, все будет зависеть от рынка горючесмазочных материалов. Но, кроме того, нужно привлекать в сферу дорожного строительства частные инвестиции, в том числе на условиях концессионных соглашений на среднесрочный период.
В 2013 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию более чем 831 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 101,5% к уровню 2012 года. На стимулирование конкуренции в сфере строительства и дальнейшее развитие рынка жилья по итогам прошлого года направлено 6,4 млрд. руб. бюджетных средств. Можно подчеркнуть – это каждый пятый рубль, который находится в обороте в строительном бизнесе. По вводу в действие жилых домов мы как занимали лидирующее место, так и занимаем. Показатель ввода жилья на душу населения по Чувашской Республике составил 0,67 кв. метра.
Всего по республике в 2013 году в новое жилье переехали более 10 тыс. семей. Из них более 3,5 тыс. семей – а это 35% – улучшили жилищные условия в рамках государственных программ, действующих на территории Чувашии. На реализацию программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013–2017 годы в рамках I этапа предусмотрены финансовые средства в размере 1,4 млрд. рублей. В этом году у нас задачи предусмотрены в наших действующих программах. Мы должны переселить 3883 человека, или 1 457 семей из 264 аварийных домов общей площадью 49 тыс. кв. метров.
Немало сделано для обеспечения жильем различных категорий граждан, нуждающихся в поддержке. В 2013 году 838 молодым семьям выданы свидетельства о праве на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий, в т.ч. 136 молодым семьям и молодым специалистам в рамках программы «Социальное развитие села до 2013 года». Еще 948 молодых семей в 2013 году улучшили свои жилищные условия с помощью кредитных средств и получили государственную поддержку на возмещение затрат по кредиту. Это на 8,3% больше, чем в 2012 году.
Оказывается государственная поддержка в обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Начиная с 2010 года из федерального бюджета мы получили 5,2 млрд. рублей, что позволило обеспечить жильем 5446 ветеранов, в прошлом году – 783 ветеранов. В текущем году данная работа продолжается.
В последние годы в несколько раз увеличены объемы средств, выделяемых на обеспечение жильем детей-сирот. В прошлом году заключены муниципальные контракты на строительство (приобретение) 352 жилых помещений, предоставлено по факту 116 квартир, для остальных — жилье будет достроено в 2014 году по тем же действующим контрактам. В 2013 году выделено 321 млн. рублей на обеспечение жильем детей-сирот. Расходы бюджетов всех уровней на указанные цели превысили расходы 2012 года на 59%, и все те обязательства, которые мы обязаны выполнить, будем выполнять.
В 2013 году на улучшение жилищных условий 37 многодетных семей с пятью и более несовершеннолетними детьми было выделено почти 86 млн. рублей. 14 многодетных семей уже получили новые жилые помещения, для остальных семей в этом году будет достроено жилье, строительство которого начато в 2013 году.
О демографии
Демографическая ситуация в республике на сегодняшний день улучшается. С 1 января 2013 года введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением или усыновлением третьего ребенка или последующих детей до достижения им возраста 3-х лет. Данная выплата оформлена на 1791 семью, имеющую среднедушевой доход ниже среднедушевого дохода населения по нашей республике.
Усилению социальной поддержки многодетных семей способствует и предоставление им земельных участков. По состоянию на 1 марта 2014 г. бесплатно земельные участки получили 2 190 многодетных семей. Здесь вопросы есть по инфраструктуре. На федеральном уровне тоже данный вопрос рассматривается, есть соответствующее поручение в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и алгоритм действий в перспективе будет выработан.
Результатом проведения социально ориентированной политики стали позитивные демографические тенденции. В республике естественный прирост населения составил в прошлом году 0,8 промилле. Рост рождаемости был связан в первую очередь с появлением в семьях третьих и последующих детей. Количество семей многодетных, где трое и более детей, увеличилось в прошлом году на 10%.
Чувашская Республика вошла в число регионов Российской Федерации со стабильно низкими показателями младенческой смертности. По итогам 2013 года показатель младенческой смертности по республике снизился на 9,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 4,8 промилле, по России этот показатель – 8,2; ПФО – 7,5.
Увеличивается продолжительность жизни. Этому способствует проводимая в республике активная политика, направленная на развитие физкультуры и спорта. В 2013 году Чувашия была награждена национальной премией в области физкультуры и спорта. По уровню удовлетворенности населения условиями для занятий физической культурой и спортом республика входит в число 15 лучших регионов России. Сегодня в республике каждый третий житель систематически занимается физкультурой и спортом. Уверен, что поставленная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задача по увеличению ожидаемой продолжительности жизни в России до 74 лет к 2018 году для нас реально выполнима.
О социальной сфере
Кабинет Министров республики проводит целенаправленную политику по повышению уровня жизни населения в сельской местности. В целях улучшения качества медицинской помощи селянам в прошлом году началась реализация программы строительства 100 современных модульных фельдшерско-акушерских пунктов. В прошлом году введено в эксплуатацию 20 таких ФАПов. Отзывы из районов идут самые положительные, и они подтверждают правильность принятого нами решения.
Кроме того, для обеспечения села квалифицированными медицинскими кадрами за последние два года по программе «Земский доктор» с выплатой подъемных в размере 1 миллиона рублей трудоустроено 186 молодых специалистов, в том числе 54 — в 2013 году. Принятые меры позволили восполнить дефицит кадров, но проблема до конца не решена. Эта работа продолжится в этом году и в среднесрочной перспективе.
В целях социальной поддержки населения в республиканском бюджете Чувашской Республики предусмотрены средства на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В 2013 году мерами социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг воспользовались 26% жителей Чувашии, или 323 тысячи 512 человек. Каждая четвертая семья получает в той или иной форме государственную поддержку на оплату жилищно-коммунальных услуг. Среднемесячный размер начисленных субсидий на одну семью в целом по республике составил 952,3 рубля, что больше по сравнению с предыдущим годом на 6,2%.
Правительство республики неукоснительно выполняет все свои обязательства по социальной поддержке граждан. Только на выплату полагающихся льгот ветеранам труда в 2013 году выделено из бюджета более 1 миллиарда 800 млн. рублей. В связи с многочисленными обращениями пожилых людей рассматривается возможность принятия поэтапного решения о снижении трудового стажа для получения звания «Ветеран труда Чувашской Республики». В последующем, после окончательных расчетов, представим соответствующую информацию.
Об образовании
В 2013 году было открыто более 6,5 тыс. мест для дошкольников, что позволило обеспечить дошкольным образованием практически всех детей в возрасте старше 3 лет. Для обеспечения прозрачности комплектования дошкольных образовательных организаций с текущего года прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации во всех муниципалитетах осуществляются в электронном виде.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей размер родительской платы за присмотр и уход за детьми. Право устанавливать ее размер предоставлено учредителю дошкольной образовательной организации, то есть муниципалитету. Но это не значит, что в родительскую плату можно включать расходы, которые должны покрываться за счет средств местного бюджета. Родители должны платить только за присмотр и уход за детьми — это комплекс мер по организации питания, хозяйственно-бытовому обслуживанию детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены.
В целях выявления одаренных детей в области искусств в раннем детском возрасте и подготовки их к поступлению в образовательные организации в области искусств создается государственное образовательное учреждение «Национальная школа-интернат для одаренных детей им. Г.С. Лебедева». Проектно-сметная документация разрабатывается, все в работе. Учреждение, рассчитанное на 150 учащихся, будет создаваться на базе Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова и продолжит традиции, заложенные основателями школы-интерната № 3 музыкального воспитания им. Г.С. Лебедева.
О госуслугах
Большое значение сегодня имеют качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, создание комфортной сферы контактов гражданина и государства в процессе оформления и получения различного рода документов. К концу 2013 года возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» была обеспечена для 55% жителей Чувашии.
На сегодняшний день на территории Чувашии жители республики могут обратиться для получения услуг в 26 многофункциональных центров, расположенных в административных центрах муниципальных районов и городских округов. Кроме того, функции офисов многофункциональных центров выполняют 232 модельные библиотеки. К 2015 году не менее 90 % граждан должны иметь возможность обратиться за услугой по принципу «одного окна».
О муниципалитетах
В целом муниципалитеты развиваются успешно, но есть проблемные моменты, характерные для всех муниципальных образований республики. Так, значительная часть земельных участков муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не используется либо их использование не оформлено надлежащим образом. Администрациям муниципальных районов и городских округов необходимо обеспечить проведение мероприятий по вовлечению этих земельных участков в хозяйственный оборот.
Практически во всех муниципальных образованиях наблюдается задолженность по арендной плате за муниципальные и неразграниченные земли. Это доходная часть бюджета муниципального образования. Администрациям необходимо принять меры по взысканию этой задолженности, в том числе и в судебном порядке, что позволит существенно пополнить местные бюджеты.
Недостаточно активно осуществляется работа по государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты капитального строительства, включенные в реестр муниципального имущества. Муниципалитеты должны провести выверку сведений о муниципальном имуществе, содержащихся в реестре муниципального имущества, который ведет администрация муниципального образования, с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в целях последующего использования соответствующей информации для налогообложения объектов недвижимости. Получается такая картина — там есть погрешности, и одни налогоплательщики оплачивают аренду, а отдельные налогоплательщики систематически не оплачивают.
Кроме того, необходимо решить проблему дефицита врачебных кадров, который наблюдается во всех муниципальных образованиях, принять все необходимые меры по формированию у населения приоритета здорового образа жизни, активной жизненной позиции по борьбе с правонарушениями в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Комментарии: