Поездка для души

В разгаре долгожданное лето — пора отпусков, отдыха и развлечений,
благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения
новых впечатлений.
Кто-то ездит на море, кто-то — в туристические поездки, кто-то поддерживает свое здоровье в санатории. Но есть еще одного рода поездка – паломничество. Чем же оно отличается от остальных поездок? Чего ждут люди от них? И какое же оно – настоящее паломничество?

Паломничество — это не обычная поездка, в которой достаточно сесть в транспорт и отправиться в путь. Слово «паломник» дословно переводится с латинского как «пальмовник» (palmarius), или «несущий пальмовую ветвь». Так в древние времена называли путешественников, посещающих Святую землю для поклонения Гробу Господню. Они шли с пальмовой ветвью в руках, которую избрали символом встречи с Господом Иисусом Христом. Ведь с пальмовыми ветвями в руках встречал Господа народ при входе в Иерусалим.
Главная цель паломничества — это поклонение святыне и молитва возле нее, это средство духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Мы приезжаем к святыням и для того, чтобы поддержать свою немощную слабую веру, вспомнив опыт жизни святых людей.
Первым паломничеством считается посещение Иерусалима в 326 году (в поиске места распятия и погребения Христа) царицей Еленой, матерью императора Константина Великого. В России паломничество в Святую землю началось уже в XI веке, первый русский паломник был дмитриевский игумен Варлаам (1060 год).
В дальнейшем паломничество распространилось и к святым местам внутри России, где жили угодники Божьи (или пребывали их мощи) или находились чудотворные иконы. В этом случае паломников называли богомольцами. Люди шли пешком в монастырь. Такое паломничество могло быть у них один раз в жизни, они готовились к нему, духовно трудились, шли с пальмовыми ветвями — сразу было видно, что эти люди — паломники.
В наши дни традиция совершать паломничества возрождается с новой силой, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри.
Множество организаций, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Иногда именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью.
Но духовную пользу от паломничества человек может получить, только если оно совершается с особым молитвенным настроем. Если такого настроя нет, если мы совершаем паломничество ради того, чтобы просто повидать какие-то новые места, посидеть в кафе, покупаться в море, привезти святую воду и свечи, то это будет самое обычное путешествие. Конечно, от любого путешествия есть какая-то польза, но о духовной пользе говорить в данном случае не приходится.
Паломничество можно совершать как самостоятельно, так и в специально организованной группе.
Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием?  Для начала каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце.
В православной традиции принято брать на поездку благословение священника. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке.
Хотя бы за три дня до отправления следует начать поститься. Причем пост предполагает отказ не только от скоромной пищи, но также и от развлечений, праздности.
Это время следует посвятить изучению информации о месте, в которое вы собираетесь отправиться, о святых. Например, многие отправляются к блаженной Матроне Московской. При этом хорошо бы задуматься над тем, кто такая блаженная Матрона, когда она жила и почему прославлена в лике святых. Все знают лишь то, что она исполняет любые желания, и людям кажется, что, если отстоять очередь у ее мощей, то трудности в жизни разрешатся сами собой.
Параллельно этому обязательно подготовиться к поездке с помощью молитвы. В ней попросить благословения на путь грядущий.
Приготовьте заранее то, что вам  потребуется в автобусном путешествии. Одежда должна быть скромной, удобной и соответствовать сезону.
Из святого места можно привезти свечи, лампадки, иконы, которые еще долго будут напоминать вам о том благоговении, которое вы когда-то испытали. Но и тут надо знать меру. Как пишет один священник: «Сначала привозят прихожане святыньки. А потом спрашивают благословения их сжечь — испортились. Был я в одной квартире — святынек много, все покрыты толстым слоем пыли, по ним тараканы бегают. Если брать святыню, нужно относиться к ней благоговейно. Привезли сухарики из Дивеево, от прп. Серафима — надо их кушать, а не ждать, пока они испортятся. Привезли просфорочку — надо скушать, пока она свежая, а не дарить ее, когда она окончательно окаменела».
У Льва Толстого есть рассказ «Два старика», в котором два друга — пожилых крестьянина отправились в паломничество в Иерусалим. Один благополучно добрался до Святой земли и поклонился Гробу Господню. А другой, встретив в пути умирающую от голода семью, помог ей, но был вынужден вернуться домой, так как истратил на эту помощь почти все свои деньги. Он очень хотел побывать в Иерусалиме, но подумал: «Как бы не случилось, что пойдешь за морем Христа искать, а в самом себе потеряешь». Из рассказа следует, что он-то как раз и получил духовную пользу от своего «неудачного» паломничества.
В силу разных причин не все могут посетить святые места, даже если желают. Не стоит унывать. Святой Григорий Нисский говорил: «Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела... Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить..." Совет Серафима Саровского, который говорил насельницам Саровского монастыря, что нечего им делать в Киеве и Иерусалиме: «Помолитесь, и Саров будет для вас как Иерусалим и Афон».

Многие жители Шумерли совершают паломнические поездки. Для этого далеко ездить не надо. Совсем рядом, в Алатыре, действуют сразу 2 монастыря: Свято-Троицкий мужской и Киево-Николаевский Новодевичий. Благодаря близости монастырей можно малыми средствами посетить эти намоленные места.
По прибытии в монастырь паломников размещают в специальные комнаты для гостей и дают послушание. За проживание и еду здесь платить не надо. Послушание и есть плата. Послушание – это любая работа, на какую тебя направят: будь то помощь на кухне, в хозяйстве, работа на земле, помощь в уборке храма и т. д. Здесь нет своей воли. Как бы человек отдает себя воле Божьей. Любое начинание возможно только после благословения. И обязательно посещение богослужений. В монастырях заботятся о своих послушниках. Выслушивают их проблемы, дают советы, исповедуют, причащают. При необходимости проводят соборование. Основная работа монахов – молиться. Здесь идет непрестанная молитва и чтение Псалтыри, акафистов. Люди просят молитв за себя, за ближних, за ушедших в иной мир родных. Приезжают сюда и семьями, с детьми. Нередко, побывав один раз в монастыре, люди возвращаются сюда снова и снова.

С большой любовью посещают шумерлинцы и Цивильский Тихвинский женский монастырь.
Главная святыня монастыря – чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Поклониться ей, просить помощи едут люди со всех концов Чувашии и не только.

Тихвинский Богородичный Успенский женский монастырь
Расположен в Цивильске. Первоначально был построен приблизительно в 1671—1675 годы. Связано его появление с «чудесным спасением» Цивильска от войск Степана Разина.  Сначала здесь был мужской монастырь. В 1870 году он преобразован в Тихвинский Богородицкий женский монастырь.
Святыни:
— чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, празднование которой совершается 9 июля. К этому празднику была приурочена проводившаяся на землях монастыря ежегодная сельскохозяйственная ярмарка;
— Владимирская, Толгская иконы Богородицы, икона священномученика Харлампия, мироточивые образа Архистратига Божия Михаила и Сергия Радонежского (2005 г.), образ Николая Мирликийского (2007 г.), большие образа в трапезной Божией Матери и Иоанна Крестителя (2008 г.);
— частицы мощей Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, священномученика Иллариона.

Впечатления:

Галина Павлова:
— Впервые посетила этот монастырь по приглашению знакомых. С тех пор езжу туда каждый год на Лазареву субботу. Посещая этот монастырь, понимаешь, что как будто попадаешь в другое измерение. Старинные стены, приятные верующие люди. Здесь душа обретает умиротворение. Тут все так красиво и ухоженно. В монастыре непрестанно читают неусыпаемую псалтырь. Когда пришла беда, жизнь близкого человека висела на волоске, врач сказал: «Мы сделали все, что от нас зависело, а вы — молитесь». Я сразу поехала в монастырь, заказала неусыпаемую псалтырь о здравии, просила сама перед Тихвинской иконой Божией Матери. После тяжелой операции 3 дня не было никаких улучшений. Привезли ему святую воду. Болезнь отступила. Я верю, что Бог услышал молитвы монахинь и родных. Следующая поездка в монастырь была для того, чтобы заказать благодарственный молебен.

Любимым местом для паломничества шумерлинцев является и Тургеневская Казанская Ключевская мужская пустынь, которая располагается в Ардатовском районе Мордовии, близ поселка Тургенево. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех районов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей.
Татарстан также привлекает шумерлинцев для паломничества: уникальный остров-град Свияжск, где расположен Богородице-Успенский мужской монастырь, Раифский мужской монастырь, Храм Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера с чудотворным образом Божией Матери Тихвинской – Чадоподательницы и др. Паломники стараются побывать и на Анисьиных грядках, которые находятся в Высокогорском районе, возле Семиозерского монастыря. Анисьины грядки — это своеобразные холмики на земле, действительно, похожие на огород. По народным преданиям, здесь до революции 1917 года жила молодая девушка Анисья. Она рано овдовела и решила больше не выходить замуж, а посвятить свою жизнь Богу и богоугодным делам. Здесь, в лесной глуши, она построила маленькую хижину и разбила огород (грядки). По народному поверью, они обладают большой целебной силой. Сюда приходят те, кто страдает бесплодием. Нужно полежать, а еще лучше - покататься на земле. Считается, что Анисьины грядки излечивают и от костных заболеваний. Вот и едут люди за здоровьем.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Основан в 1555 году архимандритом Германом, потомком смоленских князей. Являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии. В годы советской власти был закрыт.
Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».
Главная святыня монастыря – мощи прославленного в лике святых святителя Германа, Казанского чудотворца.

Впечатления:

Ирина Владимирова:
— В первый раз я ездила в поездку по маршруту Свияжск – Раифский монастырь – Анисьины грядки с организованной группой. Меня знакомая уговорила туда съездить. Я была ей благодарна. Красота этих мест неописуема. В следующий раз уже осознанно собиралась в поездку, желая показать своему 9-летнему сыну эти места. В поездке обнаружилось, что он очень любознательный и наблюдательный путешественник. Интересовался всем, что видел: зданиями, красивыми местами, узнавал, какой район проезжаем, куда въезжаем. Город на острове – чудо!
А как нас крутили Анисьины грядки! Ложишься на землю и непроизвольно начинаешь по ней крутиться. Казалось, что закрутилась далеко в лес, открываешь глаза – на грядках же. Была одна бабушка – ох, и крутило же ее!
Сын написал в школе про поездку сочинение и получил отметку «отлично». Учительница сказала ему, что он по правильным местам ездит. Нам, родителям, надо показывать детям такие места, чтобы был противовес тому, что покажет улица.

Свято-Троицкий Серафимо — Дивеевский монастырь так же удобен нам для посещения.
Дивеево называют четвертым уделом Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева. Может, в этом и кроется особая притягательность этого места. Одни едут сюда помолиться, исцелиться, другие считают Дивеево местом силы, приезжают за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Особенное место здесь – Святая Канавка.1823 году батюшке Серафиму было явление Божией Матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавкой и валом. Канавка представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. Святую канавку проходят не торопясь, читая молитву Пресвятой Богородице 150 раз. По пути останавливаются, чтобы помолиться за здравствующих и усопших.
А 1 августа паломники со всего света съезжаются сюда. Это день прославления Серафима Саровского в лике святых. В этом году 31 июля—1 августа в Дивеево пройдет I Межрегиональный форум православной молодежи «Радость моя». К участию в работе форума приглашаются представители молодежных организаций, движений и объединений. Кто хочет посетить это святое место в более спокойной обстановке, едут сюда в обычные дни. Отсюда паломники привозят иконы, свечи, масло, воду из святых источников, сухарики Серафима Саровского, травы и землю с Канавки.

 

 

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
В 1760-х годах в Дивеево остановилась странница — монахиня Александра. Сама Богородица указала ей это место в видении: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это четвертый жребий Мой во вселенной». Так появилась Дивеевская обитель. К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы.
В 1927 году монастырь был закрыт.
С 1988 года началось новое возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.
Святыни:
мощи Серафима Саровского, Святая Канавка, икона «Умиление» Пресвятой Богородицы, перед которой молился и скончался Серафим Саровский, ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни.
Источники: Казанский (самый древний), целителя Пантелеймона, матушки Александры и Иверский. Наиболее чтимым является дальний источник батюшки Серафима, расположенный у поселка Цыгановка.
Реликвии: колокол Серафима Саровского, портрет первой игумении матушки Александры, домик блаженной Параскевы Ивановны.

Впечатления:

Любовь Озякова:
Посещаю святые места с 2004 года. В первой из таких поездок я открыла для себя Дивеево. Чуть ли не полгода ощущала на себе благодать Божию, полученную здесь. Иначе это не назовешь. Я по-другому стала видеть мир вокруг себя. В душе были радость, легкость, все люди казались добрыми, родными.
Затем я приезжала сюда с ночевкой. Так в более спокойной обстановке можно сходить на источники, пройтись по Канавке, слушать чтение акафиста преподобному Серафиму Саровскому.
Первые годы поездки больше носили познавательный характер. Мало знающие о вере, мы смотрели, дивились, учились. Просили у Бога здоровья, благополучия, устройства дел себе, детям, близким. Особую помощь в этом я ощутила в Тургеневской Казанской Ключевской мужской пустыни.
В 2006 году мне довелось пройти 8-дневное обучение в Московской духовной академии, расположенной в Троице-Сергиевой лавре, организованной для методистов, курирующих православное образование в школах. Курсы помогли мне во много разобраться. Считаю получение этих знаний Божьим даром для себя.
С тех пор я посетила много святых мест. Любую обычную поездку с семьей стараемся совмещать с посещением близлежащих монастырей и храмов. С годами, а может, по мере воцерковления, в своих поездках прошу помощи в укреплении веры, жить по воле Божией, по заповедям. Конечно же, не перестаю молиться за детей, близких. Знаю, что «молитва матери со дна моря достанет».

Шумерлинцы совершают и более дальние паломнические поездки: в Покровский женский монастырь в Москве, где находятся мощи Блаженной Матроны Московской, в Троице-Сергиеву лавру, в Оптину пустынь, которая находится в Козельске Калужской области, посещают святые места Абхазии, Крыма.
Некоторые едут в обители для получения помощи и совета духовных отцов: к отцу Афанасию, служителю Кадомского Свято-Милостиво-Богородицкого монастыря в г. Кадом Рязанской области, к отцу Иоанникию в Свято-Никольскую обитель с. Чихачево Ивановской области, к отцу Иоанну в с. Сумки Марийской Республики.
Зачем люди едут по святым местам? Одни – от какого-то большого горя, чтобы найти себе утешение и помощь, другие, напротив, — от радости, благодарности Богу. Еще одна причина – желание поклониться святыне. Возможность выехать из городской суеты в более тихий уголок, побывать в святом месте — тоже одна  из причин.
Человек всегда ждет чуда — счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Едут, значит, получают то, за чем едут.

Свято-Троицкая Сергиева лавра. Крупнейший мужской монастырь, расположенный в центре Сергиева Посада Московской области.
Датой основания  принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец в 1337 году. Монастырь стал духовным центром России и играл большую роль в жизни народа. В 1920 году был закрыт и обращен в музей, его деятельность возобновлена весной 1946 года. В 1949 году в стенах лавры возобновила деятельность Московская духовная академия. Главная святыня — мощи преподобного Сергия Радонежского.

Зинаида Удиванова, преподаватель воскресной школы при храме преподобного Серафима Саровского Шумерли: 

— С 10 по 12 июня этого года состоялась паломническая поездка  прихожан и воспитанников воскресной школы храма преподобного Серафима Саровского совместно с  прихожанами храма Воздвижения Креста  Господня с. Красные Четаи.
Прибыв в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, мы сначала посетили святой источник. После братского молебна приложились к святым мощам преподобного Сергия Радонежского, а затем на божественной литургии приступили к таинству святого причащения. После окончания богослужения поклонились и другим святыням  обители. Это место удивительно своей благодатной атмосферой.
Я ознакомила паломников с житием прп. Сергия, а воспитанники воскресной школы прочитали стихотворения.
Следующим местом посещения  стал Новоиерусалимский Воскресенский мужской монастырь, который находится в Истре Московской области. Паломники приложились к мощам святой мученицы Татианы, а также к Камню помазания и Гробу Господню, затем окунулись в реке Истре-Иордан. Экскурсия дала  возможность получить знания о святом месте в интересной и доступной форме.
Наполненные благодатным подъемом  и неизгладимыми впечатлениями, мы вернулись домой.
Воскресная школа при храме преподобного Серафима Саровского регулярно организовывает поездки для своих воспитанников. В прошлом году мы ездили группой в монастыри Алатыря.

Впечатления:

Лидия Григорьева:
Каждый год стараюсь посетить святые места с паломнической группой, чтобы отпуск не прошел даром. Когда загораешь на море – отдыхает тело, а в таких поездках отдыхает душа. Первая моя паломническая поездка была к Святой Матроне. Год назад я посетила Абхазию, в прошлом году – Крым. В паломничество едут разные люди: как глубоко верующие, так и совсем далекие от веры, как молодые, так и пожилые. Среди них есть и состоятельные, и год копившие на поездку, и большие начальники, и преступники. Здесь все равны. Во время паломничества нельзя вступать в споры, ругаться и невольно начинаешь следить за собой, замечать свои грехи. Иногда за день посещали храмы в нескольких городах. Во время больших православных праздников принимали участие в богослужении. Если поездка приходилась на время поста, ели постную пищу. Во время поездки, перед едой и после, читаются молитвы.
В Абхазии очень красивые места. Как я заметила, все храмы располагаются в красивых местах. Повседневная суета отходит в сторону, думаешь о близких людях и ездишь из храма в храм с молитвенной просьбой к Богу о даровании им помощи. В Крыму, в городе Инкерман, я была заворожена пением монахов мужского монастыря. Не хотелось выходить из храма.
Один из паломников, с кем более тесно общались во время поездки, дал мне оценку, сказав, что я добрая, но гордая. Гордыня – самый большой грех, и мне есть над чем работать.

10 советов начинающим паломникам
1. Если вы совершаете паломничество в первый раз, лучше всего посетить святые места с организованной группой.
2. Собираетесь исповедоваться и причаститься во время паломнической поездки — хотя бы за три дня начните поститься.
3. Время в пути желательно проводить в молитве, читать акафисты, слушать духовную музыку, настроить себя на встречу со святыней.
4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки (желательно длиннее колен), в некоторых монастырях просят прикрыть и руки.
5. Как правильно прикладываться к мощам: два поклона, приложились, еще один поклон.
6. Для святой воды берите емкости. Не берите канистры, достаточно одной — двух пластиковых 1,5-литровых бутылок. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Часто продают их и на местах.
7. Механическое погружение в святую воду никому исцеления не приносило. Перед этим нужно отстоять службу в монастыре, если нет такой возможности — зайти в часовню, которая есть на каждом источнике, помолиться там.
8. В целях экономии драгоценного времени пребывания в святых местах заранее дома в спокойной обстановке можете написать записки о здравии, упокоении, чтобы затем в спешке никого не забыть.
9. Самое трудное в паломничестве – не поддаться суете и не сорваться на осуждение других людей, так как современные нравы и здесь могут проявиться. Не обижайтесь на грубость от особо бойких, если что-то не так сказали или не так сделали. Просто будьте к этому готовы.
10. Как бы не получилось так, что сумки и карманы забиты, а душа не получила ничего.

Уважаемые читатели! Ждём ваши истории о паломничестве по святым местам, которые произвели на вас особое впечатление.
Пишите нам по адресу vpered7@mail.ru. Телефон 2-05-95.

Подготовила Марина Ветликова.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий