Семья и детсад: точки соприкосновения

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Семья — это естественная среда обитания ребенка со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном  процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка.

Работая в дошкольном образовании и используя в своей практике разные формы взаимодействия с родителями, я сделала вывод о том, что одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы знаю, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Пришлось найти выход из этого положения в изменении форм и методов проведения собраний. К специфике общения с родителями детей младшего возраста (с которыми я работаю) относится и то, что нет возможности  проводить открытые просмотры видов деятельности малышей, как, например, в старших возрастных группах, — дети этого возраста могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому я их заменила техническими возможностями, например, использую фотоальбомы, стенгазеты, видеозаписи занятий с детьми или других видов деятельности. Это хорошая «память» для родителей, кроме того, на собраниях с родителями в группе видеозапись убедительно подкрепляет рассказ. Также о жизни группы родителям может рассказать портфолио.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Целью моей работы с родителями является вовлечение их в единое образовательное пространство,  оказание помощи в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений, в чем очень помогают встречи, праздники, развлечения с участием родителей. Некоторые родители сначала отнеслись настороженно к нововведению, но результаты проведенных мероприятий превзошли все ожидания.

Совместные праздники проходили в добродушной атмосфере. Следующим будет новогодний утренник, думаю, что родители активно примут участие в подготовке к нему. Досуговое  направление по привлечению родителей к различным мероприятиям оказалось очень интересным, увлекательным, полезным, и, конечно же, самым трудоемким в плане организации и проведения. Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателю.

Мамы и папы, дедушки и бабушки гордятся своими детьми и внуками, а я – творчеством, фантазией и желанием родителей сотрудничать с детсадом в целом и с нами, воспитателями, в частности. В настоящее время детскому саду сложно обойтись без поддержки, понимания и помощи родителей. А каждый человек, сделавший какую-либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому стараюсь постоянно хвалить своих родителей, а хвалить есть за что. А.Г. Васяткин, Р.Э. Волков, О.В. Ширяев, О.И. Федоров, Е.В. Заварыкин, С.В. Фоминский, А.В. Селиверстов, Г.И. Кумруков, А.Е. Холкин, В.В. Заваль за два выходных дня отремонтировали крышу веранды на участке, которая пребывала в аварийном состоянии; родительский комитет в составе семей Васяткиных, Волковых и Мирошниченко оперативно собрали средства на ремонт и приобрели материал; семьи Евстратовых, Мирошниченко, Фоминских, Селеверстовых, Севастьяновых, Кошкировых принимают огромное участие в жизни группы, в творческих конкурсах, пополняя предметно-развивающую среду группы. Для отражения благодарности в настоящее время оформляется газета «Цветок добрых дел».

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Поэтому главной моей задачей является педагогическое просвещение родителей, а предметом — содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей применяю разнообразные формы работы. Работу с родителями провожу, применяя не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Также дифференцирую работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи, кризисные семьи, семьи групп риска). В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

О. Колесниченко, воспитатель д/с № 4.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий