«…и Человек! »

В последние десятилетия система отечественного образования переживает фундаментальные изменения,
обусловленные последовательным отходом от правил советской педагогики в пользу требований современности. И все больше на этом пути мы сталкиваемся с крайностями: в погоне за инновационными методиками уходим от самого процесса образования и, наоборот, консерватизм и бюрократизм убивают на корню смелые и действенные подходы в обучении. Но ощущение, что мы где-то рядом, что мы уже нащупали правильный путь, я думаю, посещает каждого педагога. И это не случайно… например, в условиях нашего моногорода мы работаем в школах со своей историей и традициями. В школах, которые десятилетиями оттачивали свой стиль, методики, команды.
И иногда, идя вперед, нужно оглянуться назад…

Бывший директор школы № 1 Вера Михайловна Шурыгина — Учитель и Человек с большой буквы, являющийся примером руководителя, чьи деяния стали вехой, как для становления школы, так и для педагогов и учеников.
Вера Михайловна в 1960 году сменила на посту директора школы Александра Григорьевича Соловьева. Строгая внешне, но очень человечная, она во всем любила порядок и точность. «Кадры решают всё!» — таков был девиз нового директора школы. Сейчас, когда школы вынуждены непрерывно приспосабливаться к меняющимся ожиданиям общества, законодательным новшествам, уделять внимание взаимодействию с родителями, искать новые модели в общении с учениками, непрерывно обучать педагогов, расширять контакты с другими участниками образовательного процесса и общественными организациями и при этом развивать творческие способности детей и внедрять инновации, мы забываем о самом главном — о человеческом факторе, о том самом ресурсе, без которого и школа прошлого, и школа настоящего выстоять не смогут.


За В.М. Шурыгиной был действительно звездный коллектив. Будучи сами яркими и талантливыми, они не подавляли личность ученика, а шли с ним рядом в процессе обучения. Среди них В.В. Кочеткова, З.С. Китаева, В.С. Шишова, А.Н. Конусов, Т.Д. Сапожникова, И.М. Шишов, А.В. Лысенина, Н.К. Чубарова, Н.И. Самойлова, А.А. Троицкая, М.П. Павлова, А.Д. Рябова, Л.Н. Козлова, В.И. Гусева. Эта плеяда шестидесятников, буквально отобранных Верой Михайловной для работы именно в школе с первым номером, была ориентирована главным образом на то, чтобы в стенах образовательной организации реализовался ее главный участник — ученик.
Не за это ли ратуют сегодня современные образовательные стандарты? Сильный, компетентный коллектив — залог реализации программ любой сложности, способной ответить на все вызовы времени. Эту стратегию Вера Михайловна сделала основой своей деятельности еще в прошлом веке. Скажете, что я не открываю Америку… Да, но понимать и делать – это далеко не одно и тоже. Кроме того, лучший опыт постигался вновь прибывшими учителями не на неактуальных курсах повышения квалификации, а здесь же, на рабочем месте.
Директором была четко выстроена система преемственности. Так, например, естественно-научный цикл был представлен целой плеядой сильнейших преподавателей: А.В. Лысениной, Н.К.Чубаровой, Н.И.Самойловой, воспитавших победителей российских предметных олимпиад, а впоследствии настоящих звезд науки (потом не менее успешно их эстафету переняли Н.Г. Лушина, М.Ю. Сахарова).


Сегодня в стенах школы № 1 работают 13 ее выпускников. Это о чем-то говорит!
Время диктует свои задачи. Эти вызовы – они ежедневные, ежечасные и ежеминутные, потому что школа, на мой взгляд, это абсолютно четкий срез общества. И роль директора здесь неоспорима. Сама Вера Михайловна по этому поводу говорила: «Руководителем быть не награда, а вечная ответственность».


Как свидетельствуют подчиненные Веры Михайловны, она старалась справедливо оценивать работу учителей, основываться, прежде всего, на их профессионализме и трудолюбии, умении увидеть перспективу развития ученика. Однажды я спросила у нее, есть ли моменты в ее яркой и насыщенной биографии, которые бы оставили наиболее яркий след в памяти? И знаете, о ком она сказала? Конечно же, о своих учениках. вспомнила маленького мальчика Сережу, который в силу обстоятельств, проучившись до 3 класса в первой школе, попал в интернат. Спустя несколько дней после отправки, он сбежал оттуда. Пришел в школу именно к Вере Михайловне, которая уже тогда работала директором, и сказал, что сильно соскучился. А еще он должен выкопать картошку на заброшенном участке когда-то родного дома, ведь осень на дворе… Вспоминала об этом старательно, бережно, с уважением развязывая каждый узелок своей памяти.


Каждый директор, несомненно, должен закладывать традиции – это не просто имиджевый ход, как сказали бы сегодня, это то, что называется платформой, основой всего здания образования, это, если хотите, так называемая малая родина, которую хочется помнить, чтить, возвращаться и соответствовать даже спустя годы. Традиции не только в управлении, но и в обычных человеческих ценностях. Одна из ярких традиций школы, которую всегда с трепетом ждут выпускники – объявление маминого вальса на последнем вечере в школе. На этот вальс дети приглашают своих мам…


Управление школой — это особый процесс с точки зрения менеджмента, недаром его определяют как науку и искусство. Главная отличительная особенность процесса управления в образовании заключается в том, что зачастую директора школы в недалёком прошлом были учителями из коллектива, которым руководят. Вера Михайловна прошла в школе все ступени от учителя к заместителю директора и директора школы, стала заведующей отделом образования города.


На мой взгляд, фигура директора – это источник ценностей школы и, как следствие, собственно источник организационной культуры. И во многом организационная культура школы определяет, будет ли она успешной, с точки зрения рейтингов, или не будет.


Прошло более полувека с момента работы школы под руководством Веры Михайловны Шурыгиной. Но даже на основе одной этой страницы в истории образовательного учреждения можно составить вполне успешную Программу развития школы сегодняшнего дня. Педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист, эффективный управленец – все это относится к главному человеку в современной школе – к директору. А Вера Михайловна добавила бы: «… и Человек!»

Е. Дроздова, зам. директора по УВР школы № 1.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий