Школам не хватает учителей, ученикам – способности самообучаться

На текущей неделе, с 12 по 17 июля, в стране проходит дополнительный период проведения ЕГЭ. Он для тех, кто по уважительной причине пропустил или не завершил экзамен в основной и резервные сроки. Таких школьников обычно немного. Основная же волна прошла в июне. Для 9-классников экзамены начались еще в конце мая.


Как отмечают в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики, основной этап сдачи выпускных экзаменов прошел на высоком организационном уровне. Выпускники 11-х классов в этом году справились с ЕГЭ лучше, чем в прошлом, и в Шумерле тоже. А вот результаты государственной итоговой аттестации 9-классников заставили педагогическое сообщество и органы управления образованием задуматься. Особенно критичен «математический провал», причем по всей России. В Чувашии 398 выпускников 9-х классов, по данным Минобразования, получили неудовлетворительный результат по русскому языку, а по математике таких почти в 4 раза больше — 2340.


Какая ситуация сложилась в Шумерле? Каковы ее причины и следствия? Об этом и о многом другом в сфере образования города газета побеседовала с заместителем начальника отдела образования, молодежной и социальной политики администрации Александрой Лобочковой.

Корр.: Александра Андреевна, что же у нас с ОГЭ по математике?

  • К сожалению, тоже плохо… Из 320 выпускников 9-го класса только 5,9 % написали на пятерки, это ниже уровня прошлых лет. Всего треть детей сдали на четверки. Основная часть – 41 % — получили тройки. И около 19 % — двойки, во всех школах. То есть практически пятая часть 9-классников не справилась с заданиями. Для сравнения: русский язык на пятерки сдали 25 % учеников и только 2,2 % на двойки.
    Корр.: Результаты наверняка обсуждались с директорами школ и педагогами. Что повлияло?
  • Во-первых, конечно, уход на дистанционное обучение в последней четверти прошлого учебного года. В сентябре дети пришли «недоученными». Потом в течение 2020/21 учебного года были пропуски уроков по причине болезни и учителей, и самих учеников.
    Во-вторых, это сильная погруженность детей в информационное пространство, причем только развлекательного характера, зависимость от гаджетов. Подростки практически не читают литературу, не могут грамотно излагать свои мысли, невнимательны к текстам заданий. Если 11-классники в течение всего года самостоятельно работали на учебных ресурсах, то за 9-классниками этого не наблюдалось, хотя для них возможностей тоже есть масса. Вот такая их неспособность самоорганизоваться, самообучаться очень настораживает учителей. Думаю, тут больше должны с детьми работать родители.
    И в-третьих, сегодня очень сильно ослабла цепь взаимодействия «учитель – ученик – родитель» как раз в плане связи педагога с родителями. Не секрет, что сейчас у многих детей нет полноценных семей: или мама, или папа работают не в городе. Либо родители слишком заняты на работе, что не находят времени для контроля самостоятельной домашней работы ребенка.
    Еще добавлю, что 9-классники в отличие от 11-классников практически не подготовлены к самой процедуре сдачи экзамена. Я являюсь руководителем пункта проведения экзаменов в Шумерле на базе школы № 1 и лично убедилась в том, насколько ученикам 9-х классов было тяжело и эмоционально, и в плане решения заданий.
    В этом учебном году 9-классникам несколько упростили сдачу экзаменов: оставили только 2 обязательных – русский и математику, а по выбранным предметам писались контрольные работы. Контрольные из-за пандемии проводились в своих же школах, а вот на обязательные экзамены все приходили именно в первую школу. Незнакомая обстановка, жара, страх и неуверенность, конечно, сыграли свою роль. Сотни пар широко раскрытых глаз, дрожащие пальцы… Мы так не переживали за 11-классников, как за девятые классы. Наверное, этот опыт подтолкнет учителей к тому, чтобы начинать готовить 9-классников к процедуре сдачи экзаменов раньше, проводить олимпиады, контрольные по формам, приближенным к экзаменационным.
    Корр.: Родители склонны считать, что всё зависит от учителя. Мол, если дети мало знают – виноват он…
  • Конечно, зависит, но не всё. Вот, к примеру, в одной из наших школ три 9-х класса, и в «А» классе дети в основном сдали экзамен по математике на «отлично», а в «В» – на двойки. Учитель один и тот же. А вот дети разные подобрались в классах, с разной мотивацией. В том самом 9В несколько человек остались на осень и если они не сдадут экзамены и в этот раз, то останутся на второй год. Чтобы такого не случилось, детям рекомендовано посещать обязательно факультативные занятия, заниматься дома. Однако есть такие, которым ничего не нужно, получили двойки и отдыхают спокойно. Тут опять же должны подключаться родители, помогать своим детям.
    Корр.: И ведь не только на ОГЭ такие результаты. Сколько было жалоб от родителей на ВПРы: не изучали, не проходили… Может, дело еще и в разных программах обучения?
  • Это, несомненно, тоже оказывает влияние. Сейчас каждый класс может учиться по своей программе, и в каком-то классе дети пройдут темы, а в другом – нет. А задания Всероссийских проверочных работ, как и ОГЭ, ЕГЭ, разрабатываются стандартизированные на федеральном уровне. Как и задания олимпиад, интеллектуальных игр младших школьников… Надеемся, что в скором времени в стране придут к какой-то единой базе, чтобы не случалось «западаний».
    Корр.: Александра Андреевна, как в городских школах обстоят дела с кадрами, особенно с преподавателями точных наук?
  • Учителей математики недостаточно в каждой школе. Учителей физики тоже. Тут выручает так называемое «сетевое взаимодействие»: когда учитель одной школы также проводит уроки в другой школе. Есть вероятность вновь принять участие в программе «Земский учитель» — все прошлые заявки города еще актуальны. Нам нужны и учителя иностранных языков, и филологи, и историки. К сожалению, пока мы наблюдаем тенденцию к обострению кадровой проблемы в школах и детсадах. Молодежь на смену педагогам, достигшим пенсионного возраста, не приходит. Хотя сейчас в каждой школе принимаются меры по стимулированию и поддержке молодых специалистов.
    Корр.: Продолжая тему кадров… Хватает ли учителей начальных классов, ведь пока в Шумерле растет число первоклассников?
  • Первоклассников действительно стало больше. Ожидаем, что по три класса в каждой школе будет, кроме разве что шестой. Там традиционно набирается 2 первых класса, т.к. микрорайон малонаселенный по сравнению с остальными районами города, и учителей хватает. Пару лет назад прошел процесс перепрофилирования чувашеведов в учителей начального звена, что позволило закрыть потребность. Пока школы справляются, в том числе благодаря учителям-пенсионерам, которые понимают серьезность кадровой проблемы и продолжают работать. Надеемся, что к новому учебному году вернутся из декретных отпусков и молодые педагоги.
    В целом хочу сказать, что на сегодняшний день для образования важен именно человеческий ресурс. По материально-технической базе так остро вопросы уже не стоят: здания школ отремонтированы и еще будут ремонтироваться, предметные кабинеты, спортзалы оборудуются, открываются центры «Точка роста». То есть государство оказывает школам огромную поддержку.
    Корр.: Еще в 2018 году ставилась задача ликвидировать к 2025 году вторую смену в школах, особенно в начальном звене. Удастся ли в Шумерле?
  • Увы… Три из пяти городских школ работали и продолжат работать в две смены. Если в прежние времена традиционно двухсменка была в школах №№ 1 и 3, то с увеличением количества обучающихся и переходом на пятидневку перешла на двусменный режим школа № 2. По итогам этого учебного года у нас из 3505 учеников во вторую смену учились 747. Причем тяжелее всего обстановка в школе № 3, где еще и шестидневка, и во вторую смену учатся младшеклассники. Так что вопрос строительства второго пристроя к этой школе остается актуальным.

Наталья Владимирова.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий