Хищение на расстоянии

В СМИ не раз описывались различные ухищрения,
на которые идут преемники Остапа Бендера, чтобы выудить
со счетов граждан их сбережения. Но самой популярной на сегодняшний день у злоумышленников преступной схемой
остаются телефонные звонки жертве якобы от лица сотрудника банка.

Количество преступлений подобного рода, к сожалению, продолжает расти высокими темпами, как в Чувашской Республике, так и в целом по стране. Наш город и Шумерлинский район в этой неутешительной криминальной статистике не исключение: несмотря на проводимые масштабные профилактические мероприятия по предотвращению подобных преступлений, бесконтактные хищения регистрируются еженедельно, а иногда и ежедневно: за последние 2 месяца ряды жертв дистанционных преступников пополнили более десятка шумерлинцев, возбуждено 13 уголовных дел. И вновь «сотрудники банка» легко втираются в доверие к людям, без каких-либо усилий завладевая реквизитами их банковских карт и оформляя кредиты на не в меру доверчивых граждан.


Выдавая себя за сотрудника банка, злоумышленник по телефону вводит человека в состояние беспокойства, сообщая о том, что якобы с его банковского счета кто-то пытается похитить денежные средства. «Банковский работник» должен убедить обрабатываемое лицо продиктовать ему данные своей банковской карты (содержащиеся на лицевой стороне номер карты, срок её действия, имя и фамилия владельца и на оборотной стороне – уникальный трехзначный код), дабы «предотвратить» несанкционированное списание денежных средств. Под угрозой лишиться всех своих сбережений напуганная жертва без колебаний диктует жулику не только всю информацию со своей карты, но и пришедшие затем на телефон смс-коды подтверждения проведения операций по счету. Некоторые в этот момент начинают что-то подозревать, но мнимый сотрудник банка убеждает, что волноваться не надо, это стандартная процедура и что так положено, чтобы предотвратить хищение денежных средств. На самом деле всё происходит с точностью до наоборот: получив от жертвы все данные банковской карты и смс-коды подтверждения, мошенник обретает полный доступ к банковскому счету карты и крадет с него денежные средства, переводя их на другой банковский счет либо оплачивая покупку (услугу) в интернет-пространстве. О том, что они лишились всех своих денежных средств, пострадавшие понимают, лишь когда получают смс-сообщения об обнулении счета.
В последнее время данная схема получила циничное развитие: злоумышленники не просто представляются работниками банка, но и, маскируясь под сотрудников правоохранительных органов, убеждают гражданина поучаствовать в операции по поимке мошенников, которые якобы пытаются списать деньги с его счета. Для этого необходимо перевести все свои сбережения на «защищённый» банковский счет либо абонентский номер, а после поимки мошенников их якобы сразу вернут гражданину. В ряде случаев для придания правдоподобности жулики подделывают свою sim-карту, копируя настоящий номер стационарных телефонов органов внутренних дел, чтобы у потерпевшего не оставалось сомнений, что ему действительно звонят из полиции. Затем жертва подробно инструктируется о дальнейших действиях, и денежные средства переводятся на указанные счета (телефоны) похитителей. Разумеется, о деталях «секретной спецоперации» сообщать никому нельзя, тем более обращаться в полицию, во избежание «утечки информации». Введенные таким изощренным способом в заблуждение люди, как правило, легко идут на поводу мнимых правоохранителей и соглашаются помочь в «разоблачении» мошенников, как в итоге выясняется, за свой счёт.


Очевидно, что настоящие сотрудники полиции не будут по телефону уговаривать кого-либо взять кредит или перевести деньги на какой-то счет, тем более в рамках спецопераций. Как и настоящие сотрудники банков никогда не спрашивают реквизиты банковских карт клиентов.


Недавний пример. 12 февраля 2021 года семейная чета пенсионеров лишилась в общей сложности более 2 миллионов рублей многолетних накоплений, переведя их через банкомат мошенникам. Злоумышленники по телефону представились сотрудниками банка и предложили защитить денежные средства от якобы несанкционированного списания путем их временного перечисления на определенные абонентские телефонные номера с последующим возвратом. Мошенники буквально атаковали пожилых людей с более чем 20 абонентских телефонных номеров, начинающихся с цифр 495 и 499, а количество абонентских мобильных номеров, на которые пострадавшие по указанию «сотрудников банка» перечислили свои денежные средства, составило более полусотни. Следственным отделом межмуниципального отдела МВД России «Шумерлинский» по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество в особо крупном размере), ведется следствие.


Помимо звонков от пресловутых «сотрудников банка», продолжают срабатывать такие дистанционные способы хищения денежных средств, как: обещание вылечить на расстоянии от любых, в том числе неизлечимых, болезней; получение компенсаций за ранее заказанные лекарства, якобы оказавшиеся контрафактными; получение компенсаций за перенесенное заболевание коронавирусной инфекцией; предложения заработать на бирже и поучаствовать в инвестициях путем размещения собственных средств на электронном счете, который полностью контролируется мошенниками. Нередки случаи мошенничества при размещении объявлений на интернет-ресурсах типа «Авито», социальной сети «ВКонтакте» и т.д. о продаже дорогостоящих предметов с огромными скидками, в разы занижающими первоначальную стоимость товара, то есть по заведомо нереальным ценам. После перевода денежных средств покупателем страница или сайт разместившего объявление «продавца» блокируется и перестает отвечать либо по почте вместо заказанного дорогого товара приходит копеечная безделушка.
Ещё раз обращаю внимание читателей: подобные преступления редко раскрываются, и возврат похищенных денежных средств потерпевшим — практически невыполнимая задача. Жулики действуют удаленно, находясь на значительных расстояниях от места проживания потерпевшего, как правило, в других регионах, используют трудноотслеживаемые цепочки подставных банковских счетов, открытых на несуществующих лиц либо на утерянные паспорта, и телефоны-«однодневки» (так называемая sip-телефония, абонентские номера которой обслуживаются интернет-провайдерами и привязаны к компьютерам злоумышленников, не являясь номерами мобильных либо стационарных телефонов, как полагают многие потерпевшие. Такие телефонные номера начинаются на 495, 496, 499, чтобы создавать ложное впечатление, что звонок осуществляется со стационарного телефона из Москвы, как бы из офиса банка).


В ходе следствия устанавливаются как причины и условия, способствовавшие совершению преступления, так и характер поведения самой жертвы в момент контакта с преступником. Из показаний потерпевших от хищений денежных средств бесконтактным способом следует, что большинство из них знало о подобных преступлениях и способах их совершения, однако в момент звонка от «сотрудника банка» они впадали в состояние беспокойства и переживания, что напрочь отключало у них критическое мышление и легко позволяло пойти на поводу у жулика. Ряд пожилых потерпевших утверждали, что в момент общения с мошенниками находились как бы под гипнозом, испытывая полную иллюзию, что общаются с настоящим сотрудником банка: этому способствовала и вежливая речь звонившего (часто женского пола), и его постоянное обращение к собеседнику по имени и отчеству, а также использование в разговоре банковской терминологии. Только после потери всех денежных средств потерпевшие вновь обретали способность мыслить логично и, осознав, что стали жертвой преступников, обращались в полицию.


Еще раз обращаю внимание, что сотрудники банка никогда не спрашивают реквизиты банковских карт клиентов. Посудите сами: вы лично даете свои данные при оформлении карты в банке и там уже есть вся необходимая информация о вас, вашей карте и банковском счете. К этой информации у сотрудника банка имеется доступ по роду своей деятельности (с учетом внутренних протоколов защиты информации о клиентах конкретного кредитного учреждения). Допустим, вам действительно позвонил сотрудник банка и сообщил о подозрительной активности в отношении денежных средств на вашем банковском счете. Настоящий сотрудник банка, скорее всего, предложит обратиться в ближайшее отделение кредитного учреждения для решения возникших проблемных вопросов и для предотвращения сомнительной операции по вашему счету. И совершенно точно настоящий банковский работник не будет предлагать вам «защитить» сбережения путем их перечисления на какой-то абонентский телефонный номер.


Относительно фактов передачи мошенникам полных реквизитов банковской карты со стороны потерпевших хочу предостеречь: ни в коем случае нельзя сообщать посторонним лицам трехзначный код на оборотной стороне карты, так называемый СVV-код! Эти уникальные 3 цифры вкупе с номером карты и данными о владельце карты дают мошеннику полный доступ к денежным средствам на банковском счете, что позволяет распоряжаться ими по своему усмотрению. А платежная система банка в таком случае будет считать, что указанное списание денежных средств произведено вами в силу того, что преступник использует ваши полные реквизиты, в том числе уникальный трехзначный код карты и смс-подтверждения. В дальнейшем банк вряд ли вернет вам похищенные злоумышленником денежные средства.


Если вы не сообщите мошеннику трехзначный код, расположенный на оборотной стороне банковской карты, он не сможет похитить у вас денежные средства, помните об этом! Указание этих трех цифр необходимо только в случае, если вы сами при помощи карты совершаете какие-либо денежные переводы или покупки через интернет. Если же у вас просят сообщить этот код, чтобы перевести вам деньги, это однозначно мошенники.


Во избежание потери денежных средств специалисты рекомендуют соблюдать определённую финансовую «гигиену». Определите для онлайн-расчетов какую-либо одну из своих банковских карт, на которой не будут находиться значительные денежные средства. Если у вас всего одна карта, не забывайте простое правило: для получения переводов на карту достаточно сообщить лицу, которое собирается перевести вам денежные средства, только номер вашей карты, указанный на лицевой стороне (как правило, 16 цифр). Ни сведений о владельце карты, ни срока её действия, ни тем более трехзначный код на оборотной стороне для получения перевода сообщать не требуется! Также нежелательно отправлять посторонним лицам фотографию лицевой стороны своей карты посредством интернет-приложений типа «Viber», «WatsApp» и т.п. 

В. Краснояров, зам. начальника СО МО МВД России «Шумерлинский».

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий