Формула успеха «земского» учителя

На протяжении последних четырех лет в школе № 1 остро стояла проблема преподавания физики. По причине отсутствия педагога-предметника уроки заменяли совместители, учителя других дисциплин, что не могло не сказываться на знаниях учащихся. В прошлом году руководство школы совместно с отделом
образования администрации города подало заявку на вакансию в федеральную программу «Земский учитель».

Программа поддержки педагогов «Земский учитель», запущенная по инициативе Президента России Владимира Путина в прошлом году, призвана решить главную проблему российского образования – дефицит кадров. В рамках программы учителям, переехавшим на работу в малые населенные пункты (деревни, села, малые города численностью до 50 тысяч человек), выплачивается единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн рублей. Средства можно потратить на любые цели. Среди основных условий получения выплаты — заключение трудового договора со школой на срок не менее 5 лет.


В 2020 году по 1 млн рублей было выдано четырем преподавателям Чувашии, прошедшим успешный конкурсный отбор программы. До начала нового учебного года трудовые договоры были заключены с двумя учителями английского языка в Моргаушском районе, с учителем физики и преподавателем английского языка в Шумерле.
Теперь благодаря «Земскому учителю» в школе № 1 учителем физики работает тридцатидвухлетний Валентин Афанасьев. Мы познакомились с молодым педагогом и, как говорится, из первых уст узнали все подробности.


Уроженца села Турмыши Янтиковского района всегда привлекали точные науки, и желание поступать на физтех не было случайностью. Успешно сдав выпускные экзамены, Валентин уверенно поступил на бюджет физико-технического факультета ЧГУ им. И.Н Ульянова. «В нашей простой сельской школе были очень сильные педагоги, — рассказывает физик, — я очень благодарен им за хорошие знания».
По окончании вуза Валентин получил сразу два диплома – теплофизика и учителя физики. Отслужив в армии, вернулся на родину, около года перебивался случайными заработками, а в начале 2013 года принял решение переехать в Архангельскую область – в одной из сельских школ была вакансия учителя физики. «Там предлагались хорошие условия труда, достойная заработная плата, да и просто интересно было вдали от родины попробовать свои педагогические силы», — констатирует Валентин.


Сегодня он благодарен архангельской школе за полученный опыт учительства. «Первые три года были очень сложными, я вникал в тонкости профессии, познавал премудрости учительства, — вспоминает педагог. — Кроме основного предмета – физики — проводил занятия по робототехнике. Отрадно, что мои самые способные ребята занимали призовые места на районных, областных и всероссийских соревнованиях».


Но желание вернуться в Чувашию и приносить пользу на родине крепло в нем с каждым годом. «Когда в прошлом году вышла программа «Земский учитель», я решил, что пора действовать, и подал заявку на вакансию учителя физики в шумерлинскую школу № 1», — делится молодой педагог.


В принципе на успех он не надеялся, думал, что конкуренция будет большой. Но, подав заявку, в апреле взял краткосрочный отпуск и отправился в Шумерлю. «Поехал «на разведку» — посмотреть школу, город, познакомиться с руководством», — вспоминает сегодня Валентин.


Результат стал известен в середине лета. Ему позвонили и сообщили о победе…


Педагогический коллектив радушно встретил нового педагога, руководство предоставило все условия для плодотворной работы, похлопотало о жилье… «Я благодарен коллективу школы за теплый прием, я не чувствую себя здесь чужим. Опытные педагоги всегда придут на помощь, подскажут, поддержат. И дети хорошие, хотя в плане подготовки по физике несколько запущенные», — улыбается педагог.

Поделился физик и основными принципами своей работы. В процессе учебы он старается создать между ребятами здоровую конкуренцию, развивать их лидерские качества, чтобы каждый тянулся за сильными учениками. На уроке с ребятами он рассматривает несколько вариантов решения задачи, тонко направляет на умение защищать свои варианты.


Валентин уверен, что истинный учитель получает вдохновение от каждого урока. Общение с детьми настоящего педагога заряжает энергией, позитивом. «Очень важно найти с детьми общий язык, — считает педагог. — Тогда дети будут тебя слышать и понимать».
Сегодня он — единственный учитель физики в школе. Предмет свой Валентин Афанасьев очень любит, постоянно повышает образовательный уровень, читает специализированную литературу, принимает активное участие в предметных онлайн-курсах и мастер-классах, является автором методических разработок.

Еще осенью учитель физики стал победителем городского фестиваля молодых педагогов «Учитель навсегда!», подготовив интересный открытый урок. В этом году педагогу предстоит принять участие в городском этапе республиканского профессионального конкурса «Учитель года».


«В лице Валентина Николаевича мы обрели новые силы, — поделилась мнением о коллеге заместитель директора школы Елена Дроздова. – Он обладает здравым максимализмом, умело сочетает традиционное академическое преподавание с инновационными технологиями. Мы видим, как дети тянутся к нему, с интересом занимаются… Он автор собственной формулы успешного учительского пути».


Что за формула такая, поинтересовались мы у учителя? Как истинный технарь он изобразил ее графически. «Согласно моей теории путь учителя не может быть равномерным. Педагог должен всегда развиваться, к чему-то стремиться, — уверен Валентин. — Именно поэтому я решил проверить свои силы в конкурсе «Земский» учитель. К слову, его теория будет опубликована в одном из номеров электронного педагогического журнала «Вестник образования России».


Имея за плечами уже восьмилетний стаж педагогической работы, Валентин Афанасьев понимает всю важность профессии и свою миссию в ней. На наш вопрос, что бы он изменил в системе образования республики, без колебания ответил – повысил бы зарплату учителям: «Обидно, что в разных регионах зарплата кардинально разнится. Ну почему в Москве учителя получают порядка 100 тыс. рублей, а у нас за ставку – всего 12 тыс.? Педагоги вынуждены работать на двух ставках, чтобы хоть как-то нормально жить. От этого, понятно, страдает качество образования. Уверен, если у учителей была бы достойная зарплата, молодежь побежала бы в школу работать».

Валентин знает, о чем говорит, – из его однокурсников единицы остались в республике трудиться на педагогическом поприще. Причина банальна – низкая оплата труда.


Еще Валентин Афанасьев ввел бы единую программу преподавания предметов. «На сегодня школы выбирают учебники самостоятельно, нет единой системы образования, как в советские годы. Поэтому зачастую задания ВПР вызывают у учеников естественный возглас «это мы еще не проходили!», — сетует педагог.

Мы целиком и полностью поддерживаем позицию «земского» учителя и надеемся, что власти кардинально пересмотрят и механизм оплаты учительского труда, и программу преподавания.
К слову, загруженность у Афанасьева высокая — 24 часа в первой школе и 13 часов — во второй. Плюс со старшеклассниками педагог ведет дополнительные занятия. В течение дня у него практически нет ни одного «окна».

Есть ли у него свободное время? Совсем немного. Педагог ведет активный образ жизни — любит и на лыжах покататься, и спортзал посетить, и бассейн… В выходные зачастую едет в родное село помочь родителям по хозяйству.

По истечении пяти лет «земский» учитель не исключает вероятности остаться в нашем городе. Пока ему трудно однозначно говорить об этом, но в одном Валентин Афанасьев уверен точно — к педагогике он прикипел всей душой и своей жизни без нее уже не представляет.

Справка
Участниками программы «Земский учитель» могут стать как выпускники педагогических вузов и колледжей, так и учителя в возрасте до 55 лет. Для участия необходимо подать заявку на вакантную должность «учитель» в образовательную организацию из перечня вакантных должностей и предоставить региональному оператору пакет документов. Прием заявок — до 15 апреля 2021 года включительно. С 16 по 30 апреля будет проходить региональный отбор соискателей субъектами России, с 1 по 15 мая — отбор победителей, которые получат приглашение на работу. До 1 сентября будут заключены договоры между педагогами и школами, компенсации на счета учителей поступят не позднее 1 декабря. Все подробности – на сайте федерального проекта: zemteacher.apkpro.ru.

Ольга Дмитриева.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий