Из истории дорожного строительства в Чувашии

С образованием в 1929 г. при СНК Чувашской АССР Управления шоссейных, грунтовых дорог и автотранспорта было положено начало плановому ведению дорожного строительства и организации самостоятельного дорожного органа, возглавляющего строительство безрельсовых дорог на трактах всех категорий. Это время совпало с моментом начала решительной борьбы с бездорожьем в республике.
Коренной перелом в деле дорожного строительства произошел в 1930 г., когда правительство Чувашской АССР приступило к полной реализации постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О дорожном строительстве и трудовом участии в нем населения». Чувашская АССР впервые в Советском Союзе организовала и провела в опытно-показательном порядке кампанию по массовому дорожному строительству на основе трудового участия в работах населения и мобилизации внутренних ресурсов, с широким вовлечением всех хозяйственных, культурных и общественных организаций республики.
С 1930 г. на дорогах Чувашии начали производиться строительно-ремонтные работы. Особое внимание было обращено к тракту Чебоксары — Канаш, являвшемуся главной магистралью республики, связывавшей столицу с железнодорожным центром. В связи с этим Чувашским обкомом ВКП(б) было принято решение провести с 10 по 20 сентября 1930 г. Недели дороги.
Главдортранспорт и Нижкрайдортранс в помощь Чувашской АССР на время проведения Недели дороги прислали 3 инженеров, 5 техников, 1 дорожного мастера и 1 десятника. В итоге вместе с имевшимися в распоряжении Чувашавтодора инженеров стало 5 чел., техников — 8, десятников — 9, дорожных мастеров – 4. Кроме этого, на местах были мобилизованы работники местного коммунального, сельского и лесного хозяйств — примерно около 40 человек, были привлечены и курсанты, окончившие одномесячные курсы низовых дорожных работников, в количестве 28 человек. Отдельные районы республики привлекли к работе специалистов смежных профессий: землеустроителей, мелиораторов, лесотехников и других.
Проведение Недели дороги явилось толчком для формирования качественной дорожной сети республики с соединением районов Чувашии с ее столицей и железнодорожным центром. Были определены очередность строительства дорог, объем и место работы, а также потребность в рабочей силе, инвентаре, транспортных средствах, материалах и оборудовании.
В республике проводились месячники борьбы с бездорожьем, ударные двухдекадники по вывозке стройматериалов на места строек. В дорожных работах участвовало около 90 % всего трудоспособного населения. Трудящиеся всех районов и колхозов участвовали в соревновании за досрочное выполнение плана строительства дорог.
В 30-е гг. были построены и сданы в эксплуатацию новые мощеные и грунтовые дороги Чебоксары — Канаш, Чебоксары – Ядрин — Шумерля, Чебоксары — Вурнары, Канаш – Батырево — Шемурша, Канаш — Яльчики и др. Было построено и отремонтировано более 22 тыс. погонных метров мостов и труб, осушены ранее непроезжие болота.
Так в сентябре 1930 г. посредством Недели дороги одной из первых в борьбу с вековым бездорожьем вступила Чувашская АССР. За короткий срок территория республики покрылась сетью благоустроенных дорог.
А. Максимов, начальник отдела Госархива современной истории Чувашии.

На фото: проведение работ по утюжке
металлическим утюгом. 1930-е гг.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий