Как тебе строится, строитель?

В конце июля в Шумерле с рабочим визитом побывал министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашии Александр Героев. Он встретился с руководителями жилищно-коммунальных предприятий и строительных организаций города. За круглым столом были обсуждены вопросы благоустройства и комплексная программа социально-экономического развития Чувашской Республики на 2020—2025 годы, в рамках реализации которой должен заметно преобразиться и наш город.
Преображение Шумерли мы замечаем уже не первый год: обновлен парк культуры и отдыха, благоустраиваются дворовые территории, шаг за шагом проходят этапы капитального ремонта социально значимые объекты. Казалось бы, какие проблемы могут быть сегодня у шумерлинских строителей? Ведь главное — для них есть работа, строительные объекты. Но, оказывается, не всё так просто. На круглом столе руководители строительных организаций озвучили проблемы, с которыми сталкиваются сегодня. Александр Героев с пониманием выслушал строителей и отметил, что решение вопросов и проблем находится на законодательном уровне, уверил, что некоторые подвижки в этом направлении уже делаются.
О том, какие же трудности испытывают местные
строители, они рассказали газете уже после встречи.

Основные подводные камни для строительных организаций кроются в особенностях участия в строительных тендерах. Для них выиграть тендер — значит обеспечить работой и стабильным доходом себя и свой коллектив. Официально заработавшая в 2006 году система строительных тендеров регулируется 44-м и 223-м федеральными законами. По задумке законодателей, проведение строительных тендеров должно было решить ряд проблем, в том числе и коррупционных. Тендер является обязательным условием выбора подрядчика для государственных заказов, к которым относятся строительство и ремонт школ, больниц, библиотек и т.д. Исполнитель определяется по итогам электронного аукциона. Процедура участия в нем имеет свою специфику. Для того, чтобы быть допущенной к торгам, строительной организации нужно внести 1 % от суммы заказа на специальный счёт, что является обеспечением заявки. Далее победитель вносит туда ещё 5 % от стоимости контракта, и эти средства должны находиться на счете до подписания акта выполненных работ. Зачастую в договоре прописывают ещё обеспечение гарантийных обязательств. Это означает, что внесённые на счёт средства обеспечения заявки от 1 до 5 % должны будут находиться там определенный отрезок времени, указанный в договоре. Иногда это 60 месяцев, в течение которых организация не может этими деньгами распоряжаться. Авансирование контрактов тоже зачастую не предусмотрено, то есть строительная организация должна выполнить работы на свои средства, и только после завершения всех работ деньги перечисляются на счёт организации.
Первоначальная цена тендера определяется исходя из сметы, составленной заказчиком. Победитель выбирается по одному критерию – цене. Тот, кто даёт самую низкую цену за выполнение заявленных работ, тот и становится исполнителем строительного заказа. Место регистрации строительной фирмы, наличие штата, техники, уставного капитала и отзывы об организации при этом не учитываются.
Строительные организации Шумерли принимают участие почти во всех тендерах, связанных с городскими и районными объектами. Однако из-за сильного снижения цены другими участника торгов зачастую они отказываются от дальнейшего участия в аукционе, так как выполнение намеченных работ за предлагаемую сумму становится просто нерентабельным, а иногда даже убыточным. Следящим за своей репутацией на строительном рынке предпринимателям и строительным организациям приходится тщательно и обдуманно подходить к определению цены тендера. Они отвечают за качество используемых материалов и выполненных работ, за обеспечение работников зарплатой. В итоге большую часть тендерных работ в городе выполняют иногородние строители. Соответственно, и налоговые отчисления уходят в другие города.
Конечно, есть немало объектов, отремонтированных иногородними строителями, соответствующего качества. Однако есть и немалое число заказчиков, которые столкнулись и продолжают сталкиваться с некачественным выполнением работ, с нарушением сроков сдачи объекта, с использованием подрядчиком некачественных, несоответствующих указанным в смете стройматериалов. Причина всех этих нестыковок – слишком сильное снижение цен на торгах.
«Я не понимаю, как они работают по таким ценам, — удивляется шумерлинский индивидуальный предприниматель-строитель. – Как можно без ущерба для качества и зарплаты, например, миллионный заказ выполнить за 650 тысяч, если его себестоимость – 700 тысяч? Я как-то поинтересовался у выигравшего торги, как он собирается уложиться в такую сумму? Он ответил, что вместо мощного газового котла поставит самый простенький бытовой котел за 30 тысяч рублей и самые дешёвые радиаторы. А по обозначенным в смете характеристикам самый дешёвый котёл такого уровня стоит 150 тысяч рублей. Правда, этот исполнитель потом отказался от выполнения работ. А тот, кто все же продолжает работать и хочет на этом ещё заработать, начинает на всём экономить. Вместо положенных трёх слоев шпатлёвки накладывает один, вместо четырёх саморезов закручивает два и, конечно же, закупает самые дешёвые материалы».
Как отметили строители, сегодня законодательство позволяет любому индивидуальному предпринимателю принимать участие в торгах с суммой до 3 млн рублей. И зачастую, пользуясь этим, хотят «подзаработать» совсем далёкие от строительства люди. Они, увидев внушительную сумму, не понимая специфики и всех нюансов дела, стараются забрать заказ любой ценой. Иногда бывает, что первоначальная цена снижается чуть ли не на 30-40 %. А ведь первоначальная цена взята не с потолка, всё до рубля просчитано исходя из сегодняшних цен и согласовано в Центре экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики. Уважающий себя и своих заказчиков строитель никогда не будет на столько снижать цену. В итоге опытные, честные строители остаются как бы не у дел.
Некоторые сторонние организации выигрывают тендеры с расчетом на то, что рабочих для выполнения заказа наберут уже на месте: везти в чужой город своих, при этом обеспечив их проживанием, совсем не выгодно. Но в разгар сезона строительных работ не так-то просто найти местных хороших специалистов. Вот и принимают на работу всех подряд, а потом начинаются проблемы с качеством и сроками сдачи объектов. А сколько случаев того, как нанятые иногородним подрядчиком на выполнение работ местные строители оставались без оплаты, ведь зачастую даже договор с ними не заключается!?
А бывает и так, что новички участвуют в торгах, не вникая в условия договора. На днях руководителю одной из организаций, в которой запланирован ремонт, поступила просьба о выплате аванса подрядчику в размере 50 %, несмотря на то, что в договоре не было предусмотрено авансирование. Так, рассчитывая на авансирование, некоторые выигрывают тендер и оказываются в положении безденежья. Ведь исполнитель чаще всего должен выполнить работы на свои средства, а рассчитаются с ним только после окончания и сдачи всех работ. А в силу необдуманного снижения цены выполнить обязательства становится не по силам.
«Когда я начинал свою деятельность на строительном поприще 10 лет назад, нужно было получать лицензию для выполнения тех или иных работ, — рассказывает предприниматель. — А перед этим сдавать экзамены. Не сдашь экзамены – не получишь лицензию. По-моему, ничего лучше такой формы регуляции работы строительного рынка пока не было. Ну, а сегодня на этот рынок может зайти любой индивидуальный предприниматель».
Изменение в законодательстве, допускающее к участию в госзакупках всех желающих индивидуальных предпринимателей, стало толчком для предприимчивых людей — для открытия своего дела, а для некоторых – для перехода от нелегальной формы работы к легальной. Но, как показывает практика, из-за отсутствия проверки профессиональных навыков данный рынок сегодня переполнен теми, кто, не задумываясь о качестве и ответственности, стремится получить доход. И попадание на 2 года в список недобросовестных поставщиков услуг их не очень-то пугает. Ведь выход из такой ситуации ими уже давно найден — предприниматели открывают новое ИП, например, на родственников, и таким образом остаются на строительном рынке.
Именно из-за таких недобросовестных предпринимателей государство ушло от авансирования работ по заказам, что отрицательно сказалось на деятельности строительных организаций среднего звена. Они, содержащие штат, выплачивающие взносы в СРО, налоги, арендные платежи и т.д. , оказались в невыгодном положении: в тендерах на сумму менее 3 млн рублей они не могут конкурировать с сильно сбивающими цену ИП, а крупные заказы без частичного авансирования им просто не осилить.
Знакомство с особенностями местного строительного рынка показало, что проблемы этой отрасли так или иначе касаются каждого из нас. Руководителей учреждений, для которых капитальный ремонт превращается в своего рода лотерею – повезет с подрядчиком или не повезет, всё ли пройдет гладко или начнутся проблемы? Родителей, чьи дети будут учиться в отремонтированный школе (вопрос — как отремонтированной?). жильцов домов с обновленной крышей (не будет ли она протекать при первом же дожде?) и т.д. 

Мы понимаем, что эта статья, к сожалению, не повлечет изменения в законодательстве, что стало бы решением некоторых затронутых в этом материале вопросов. Однако, надеемся, что обозначение и понимание обществом этих проблем в канун профессионального праздника станет для шумерлинских строителей выражением благодарности и признательности за их созидательный и благородный труд.

Мы попросили дать несколько советов нашим читателям о том, как обезопасить себя при проведении ремонта и выборе
подрядчика, Анастасию Тимофееву, генерального директора юридической компании ООО «АдаманТ» (г. Чебоксары).

Выбор подрядчика в рамках закона о контрактной системе

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 закона о контрактной системе – далее закон № 44-ФЗ).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Требования к участникам закупки, как обязательные, так и те, которые заказчик вправе установить по своему усмотрению, перечислены в ст. 31 закона № 44-ФЗ, причем исчерпывающим образом — заказчик не вправе устанавливать иные требования (ч. 6 указанной статьи).
Заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включенных в код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее — ОКПД2) 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13), а именно работы строительные. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (сноска «4»).
Частью 5 ст. 24 закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

При этом ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ,
в частности, допускает установление
Правительством РФ дополнительных
требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг,
в виде требований к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Например, такие требования возможно установить в случае, если предметом государственного (муниципального) контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд — 5 млн рублей. Однако вышеуказанные требования могут быть установлены только для осуществления закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Если начальная (максимальная) цена контракта ниже 10 млн руб. и 5 млн руб. соответственно, заказчик не вправе предъявлять дополнительные требования к подрядчикам, желающим принять участие в электронном аукционе на право выполнения строительных работ.
Таким образом, закон № 44-ФЗ прямо регулирует взаимоотношения между заказчиками и подрядчиками (исполнителями), в том числе порядок выбора способа закупок, способ определения подрядчика, порядок заключения контракта. При участии в конкурентных закупках подрядчики соглашаются с условиями, которые указаны в документации и проекте контракта.
Действительно, на практике не редки случаи, когда подрядчики, участвуя в конкурентных закупках, снижают цену контракта более чем наполовину для того, чтобы любым способом заполучить данный контракт, при этом не имея ни опыта работы по аналогичным контрактам, ни материальной обеспеченности. Фактически это фирмы-«однодневки».

При исполнении обязательств по таким
контрактам подрядчики не учитывают
тот факт, что цена контракта твердая,
не подлежит изменению (за исключением случаев, прямо указанных в законе № 44-ФЗ) и они обязаны исполнить контракт
на тех условиях, которые были
предусмотрены в техническом задании
и документации, но по той цене, которую
они сами и предложили
во время аукциона.

В случае неисполнения подрядчиком обязательств по контракту заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт и обязан направить данную информацию в антимонопольный орган для включения такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты были расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Информация о таком подрядчике будет храниться в реестре недобросовестных поставщиков 2 года. После указанного срока эта информация исключается из реестра (ч. 9 ст. 104 закона № 44-ФЗ).
Учитывая данные обстоятельства, нередко заказчики сталкиваются с проблемой, что контракт не исполнен и необходимо повторно объявлять конкурентную закупку и вновь готовить документацию, выбирать нового подрядчика, на что уходит много времени.

Учитывая специфику деятельности в области строительства и все-таки необходимости проверки участника закупки на профессионализм, в настоящее время принято на законодательном уровне следующее: из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденного распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р, исключены позиции, определенные кодами ОКПД 2 41.2 «Здания и работы по возведению зданий», 42 «Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства» и 43 «Работы строительные специализированные». Соответственно, закупки работ указанных видов могут быть осуществлены в том числе путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Указанные изменения вступают в силу 1 сентября 2020 года.
В случае осуществления закупки путем проведения открытого конкурса заказчик вправе для оценки заявок участников закупки установить такие критерии, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 закона № 44-ФЗ).
Таким образом, заказчикам при проведении конкурентной закупки необходимо более тщательно подходить к разработке документации на строительные работы, к выбору способа определения подрядчика, возможности установления дополнительных требований в рамках закона № 44-ФЗ в целях избежание участия в таких закупках фирм-«однодневок».

Марина Ветликова.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий