Твой фронт — это тяжелый, непосильный труд…

Екатерина Михайловна Ортикова – труженица тыла, герой стахановского труда. Она родилась 28 октября 1921 года в деревне Чувашские Алгаши. Кроме неё, у родителей было еще трое детей. Когда девочке было пять лет, умерла ее мама. Отец женился на другой женщине. Катю воспитывали отец и мачеха. Семья жила в достатке, отец занимался пчеловодством. Но, тем не менее, едва окончив три класса сельской школы, Катя начала работать в колхозе на полевых работах, на уборке урожая, а затем выполняла и более сложные работы (пахоту).

В 1941 году отцы и братья ушли на войну, их заменили матери, жены и сестры. Ушел на фронт и брат Кати, Дмитрий Ортиков, лучший пахарь колхоза «Искра». Катя заменила своего брата. Бригадир, докладывая о проделанной за день работе, непременно хвалил Екатерину, относя ее к разряду лучших пахарей. О ней писали в колхозной стенгазете. После завершения весеннего сева 1942 года председатель колхоза получил запрос о выделении людей на торфопредприятие, откуда многие ушли на фронт. Екатерина Ортикова согласилась одной из первых.
Так она по собственному желанию стала торфяницей. В первый день на непривычной работе за полсмены ее звено выполнило норму на 10 %, на второй день, работая полную смену, звено выполнило норму на 60 %, на третий день – на 85 %, а на четвертый – добилось выполнения нормы на 102 %. Вскоре они стали догонять лучшие звенья. А через месяц звено Ортиковой стало первым на доске показателей.
Торфозаготовители размещались в деревянных бараках. Кормили их супом из крапивы, борщевика или сныти. Хлеб получали по карточкам военного времени. На ноги обували кожаные бахилы, которые лишь частично защищали ноги от влаги. Резиновых сапог тогда не было. Работать приходилось в трудных условиях. Но, несмотря на все трудности, Катя была стойкой, выносливой. Работы перевыполняла в несколько раз!
В 1942 году, только за половину сезона, звено выполнило норму на 107 %. В 1943 году звено в полном составе явилось вновь на работу на то же Шумерлинское торфопредприятие «Шутово» и сезонную норму выполнило уже на 275 %.
В следующем 1944 году выполнение нормы достигло 365 %, а в 1945 году звено Ортиковой выполнило сезонное задание на 385 %.
Имя Екатерины Ортиковой гремело далеко за пределами Шумерлинского района. С нею начали соревноваться ударники и стахановцы торфяных полей других областей.
В конце июня 1945 года на торфопредприятии было кустовое совещание руководителей местной топливной промышленности. Здесь присутствовали представители других торфопредприятий республики, рабочие, инженеры и техники. Когда они узнали, что резчица торфа Ортикова выполнила семь с половиной норм за смену, некоторые усомнились. Это заметил директор торфопредприятия и на другой день он пригласил участников совещания пойти на карьер, чтобы воочию убедиться в правильности сводок о работе Ортиковой. У карьера, разрабатываемого Ортиковой, стояли участники совещания. Среди них работник Ядринского предприятия Игнатьев, начальник топливного управления Чувашской АССР Стуриков, рабочие и техники. Они с часами в руках хронометрировали работу Кати. Лишних движений у нее не было: одним нажимом врезала резак в торф, а затем выбрасывала торфяной кирпич наверх. Там отвозчики еле успевали отвозить выброшенные из карьера кирпичи. Когда вечером подсчитали выработку Ортиковой, то выяснилось, что за этот день Катя выработала восемь с половиной норм и заработала 141 рубль за смену.
В чем же крылся секрет исключительных успехов Екатерины Михайловны? Все просто: рабочее место Ортикова подготавливала раньше, с вечера. Весь инструмент был хорошо заточен. Ежедневная выработка Ортиковой составляла около 10 тысяч кирпичей за смену, а нередко доходила и до 20 тысяч кирпичей. Ежедневный заработок у нее доходил до 100-120 рублей, такой же большой заработок был у ее помощников – отвозчиков торфа-сырца. В 1945 году только за июнь Екатерина Михайловна выполнила 120 % сезонного задания, заработав при этом 1200 рублей, а за июль и август ее заработок выражался в 1267 рублях.
Вот что пишет о самоотверженном труде А.Н. Студеницкий в сборнике документов «Чувашская АССР в период Великой Отечественной войны»: «В 1943 году стахановка-резчица Шумерлинского торфопредприятия Екатерина Ортикова первой в РСФСР выполнила сезонное задание, выработав 247500 кирпичей торфа за 34 рабочих дня. Дневная производительность составляла у нее в среднем 7500 кирпичей при норме 2750. Сейчас получены сведения о новом замечательном достижении шумерлинской стахановки. К исходу дня 29 мая Ортикова закончила выполнение своей сезонной нормы 1944 года. Она выработала 247500 кирпичей торфа за 29 рабочих дней, подняв среднюю дневную производительность до 8500 кирпичей. Завершая норму, Екатерина Ортикова добилась небывалой для торфяной промышленности Чувашии дневной выработки: 17900 кирпичей торфа выбросила она из карьера за день, выполнив норму на 650 %».
Екатерина Ортикова закрепилась на предприятии. Перевыполняя каждый сезон нормы выработки, она получала постоянно поощрения и награды. Достаточно сказать, что за сезон она получала в качестве премии 120-150 метров мануфактуры (отрез ткани), не считая других промтоваров. Самым лучшим поощрением для Екатерины Михайловны было разрешение построить дом на территории торфопредприятия в счёт выделенных лесоматериалов в количестве 20 кубических метров.
У нее появились ученицы, которые, следуя ее примеру и изучая ее метод, сами становились стахановками. К таким относились Мария Ефиторова, Агафья Кузнецова, Елена Германова и другие. Мария Ефиторова, например, в 1946 году достигла небывалого рекорда, выработав за рабочий день 43100 кирпичей, т.е. чуть ли не в полтора раза больше того, что дает бригада в 36-40 человек на элеваторной машине за смену. При этом к Ефиторовой пришлось поставить 4 отвозчиков.
В июле 1944 года стахановская бригада Шумерлинского торфопредприятия, возглавляемая Е.М. Ортиковой, выехала на Заволжское торфопредприятие для передачи своего опыта. Этот живой инструктаж не пропал даром: заволжские резчики, доселе не выполнявшие норм, стали давать по две и по три нормы. Больше того, пример рабочих резчиков поднял волну соревнования и среди рабочих машинно-формовочного способа.
Через неделю бригада Ортиковой добилась того, что Заволжское торфопредприятие стало в целом выполнять дневное задание на 102-105 %.
Стахановская работа Кати Ортиковой была высоко оценена правительством. Она награждена орденом «Знак почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», нагрудным знаком «Отличник местной топливной промышленности РСФСР», медалью «Ветеран труда», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР и др.
10 февраля 1946 года Екатерину Михайловну выбрали депутатом Верховного Совета СССР. Это особая страничка ее жизни. Кому-то покажется, что это время особых почестей и славы, а вот у самой Ортиковой мнение на этот счет было иное: «Очень не хотела я, чтобы выбрали меня. Помню, уехала, спряталась, но как-то разыскали. Думаю, куда мне в депутаты, образование-то — 3 класса, только и могу лопатой работать. Слушать не стали – надо! …Видела Сталина, Калинина. Ходила на приемы к министрам – хлопотала насчет машины, дороги к торфопредприятию. Что-то получалось, что-то — нет. Неудачи принимала близко к сердцу, и поэтому, когда закончился срок полномочий, вздохнула с облегчением. Работать на совесть – это всегда трудно».
В 1947 году в Москве вышла брошюра «Ортикова Екатерина Михайловна — депутат Верховного Совета РСФСР. Стахановка добычи резного торфа». Её опыт стал достоянием ряда предприятий отрасли. Е.М. Ортикова участвовала в совещании актива топливной промышленности РСФСР 15 июля 1948 г., который проходил в Москве. Её участие в этом совещании — историческое событие для Шумерли.
На торфопредприятии Екатерина Михайловна проработала 12 лет, последние годы — мастером, завхозом. После передачи предприятия деревообрабатывающему комбинату Екатерина Михайловна перешла в четвертый цех комбината по изготовлению мягкой мебели. Работая на этом предприятии, за повышение эффективности производства и качества работы она была удостоена звания «Ударник коммунистического труда». Последние годы знаменитая стахановка работала на пивзаводе в поселке Лесном, и в 1982 году прекратила свою трудовую деятельность.
Что касается личной жизни, Екатерина Михайловна 10 января 1946 года вышла замуж за Ивана Иваничева. Муж во многих делах помогал Екатерине Михайловне. Родом он тоже из Чувашских Алгашей, вместе с женой работал на торфоразработках.
В семье Иваничевых родилось пять дочерей. В 1959 году за рождение пятерых детей Екатерина Михайловна была награждена медалью материнства II степени. До 2005 года она жила на улице Коммунальной. В 2005 году ее забрала дочь Валентина к себе в поселок Лесной. Умерла 4 декабря 2010 года.

Из воспоминаний дочери Валентины Ивановны
о Екатерине Михайловне:

  • Мама никогда нас не ругала, скандалов в доме не было.
    Папа тяжело болел. В 1968 году он умер, когда мне было 16 лет. Держали корову. Мама сама косила сено, мы ей только помогали ворошить. По ночам мама вышивала занавески. Она никогда не жаловалась, что было тяжело.
    О работе на торфопредприятии она рассказывала следующее: «Работали с весны до ранних морозов по колено в болотной жиже, в резиновых сапогах, ноги начинали болеть. Работа была тяжелой: таскали огромные корзины с торфом по тропам в вагоны, падали от усталости, но продолжали работать. Жили в бараках. Было очень холодно. Печка мало грела, дымила. Питание было скудным, хлеба не хватало. Брали еду из дома. Постоянно хотелось есть, многие падали в голодные обмороки». Но, несмотря на все трудности, мама оказалась выносливой. На пенсию вышла в 50 лет, т.к. была матерью пятерых детей. Но и на пенсии она продолжала работать. Помогала растить внуков.

Справка
В годы Великой Отечественной войны добыча торфа стала стратегическим направлением экономики. Он давал тепло и энергию всему: городу, промышленным предприятиям, жилым домам.
Уже в первый год кровопролитных сражений немцы захватили угольный бассейн «Донбасс», лишив промышленные предприятия страны необходимого топлива. Заполнить образовавшуюся нишу, не допустить энергетического кризиса и были призваны торфопредприятия, появившиеся именно в те тяжелые годы.
«Торф — Родине!», «Все для фронта, все для Победы!» — под такими лозунгами работали коллективы торфяных участков.

Подготовила Д. Никонова, 8 класс гимназии № 8.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий