Особенные каникулы-2020: интересно и с пользой, несмотря ни на что

Ученики 1-8-х классов в этом году досрочно ушли на каникулы. Но дети еще не смогут беззаботно гулять, играть во дворе, наслаждаться реальным общением друг с другом как в предыдущие годы. Режим самоизоляции слегка приглушил радость от наступления летних каникул, ведь ограничения продолжаются, и пока неизвестно, как долго.
О том, как лучше организовать летние месяцы детей рассказала педагог-психолог школы № 3 Елена Казикова.

  • Елена Петровна, придерживаться режима самоизоляции трудно те только детям, даже взрослым. Как удержать детей дома, особенно подростков? Ведь каникулы, лето, солнце…
  • Действительно, введенный режим самоизоляции сложен для исполнения. Основная потребность нормального подростка — это общение со сверстниками. Конечно, можно общаться в социальных сетях и мессенджерах, но не всех это устраивает. И если подросток и так не обладает ответственностью и навыками самоорганизации, он, скорее всего, будет любыми путями нарушать все запреты.
    Любой подросток стремится к самостоятельности. И постоянно быть под присмотром родителей — представляете всю силу его негодования?
    Возникает резонный вопрос: как быть и что делать? Психологи предлагают возможный план действий. Кому-то будет полезно пройтись по всем пунктам плана, а кому-то будет достаточно чего-то одного на выбор. Подходите к выбору гибко! Итак,
  1. Поговорите с подростком. Только честно. Покажите ему, что вы понимаете или, по крайней мере, стремитесь понять, что с ним происходит: «похоже, тебе сейчас очень тяжело. И это естественно, ведь перестраиваться в экстренном порядке всегда сложно». В идеале стоит назвать те чувства, которые, на ваш взгляд, сейчас испытывает ребенок: «Я вижу, что сейчас ты злишься на весь мир».
  2. Не осуждайте ребенка за его негативные эмоции. Если бы он умел с ними справляться, он не был бы ребенком… Это взрослые люди умеют как-то обходиться со своими переживаниями. У детей этой «опции» нет. Задача взрослого — выдерживать негативные чувства подростка. Без требования «прекратить немедленно» и взывания к здравому смыслу. Там, где есть сильные эмоции, здравый смысл бессилен!
  3. Проявите сочувствие. Покажите, что вам небезразличны его боль, злость и негодование. Это нелегко. Вам потребуется очень много терпения, мудрости и любви. Ребёнок сейчас слабее, ему нужно помочь пережить эти времена. И это задача родителя.
  4. Выработайте правило: все, что касается подростка, должно быть обсуждено с ним. Налаживайте диалог и договаривайтесь. Добивайтесь взаимопонимания. В конце концов, выход из дома по необходимости никто не отменял. И подростку вполне можно поручить сходить за хлебом или лекарствами, прогуляться с собакой или вынести мусор. Может, именно теперь подросток будет рад выполнить эти незатейливые действия, а вы ощутите его помощь.
  5. Неплохо было бы продумать долгосрочную перспективу. Особенно это важно в том случае, если кто-то из близких заболеет. Не стоит просто перечислять подростку, что и почему он должен делать. Лучше ищите ответы на возникающие вопросы вместе. Пусть подросток увидит, что, если кто-то из членов семьи заболеет, придется разлучиться с ним на длительное время и взять часть обязанностей взрослого на себя. Это расширит его видение ситуации. А это гораздо более эффективно, чем просто запрещать выходить из дома. Таким образом, вы разделите с ребенком ответственность как с равным.
  6. Обратите внимание подростка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками). Не давите на ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки, — это может привести к негативной реакции. Покажите подростку, что правила гигиены и другие необходимые правила — это то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более значим для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит.
  7. Есть смысл постоянно повторять о необходимости соблюдения введенных правил. Возможно, это вызовет недовольство у подростка. Но если вышеперечисленные способы не привели к более осознанному поведению ребенка, говорить о нормах и правилах вам придется неоднократно. Твердо, спокойно, с сочувствием к его эмоциям, с обращением к своим переживаниям. Объясняя, как вам нелегко, тревожно, волнительно. И как вы со своей стороны справляетесь с этими малоприятными эмоциями. Показывая, что вы знаете, что делать, вы как бы делитесь со своим ребенком своими спокойствием и благоразумием. И ему эти эмоции будут очень даже кстати!
  • Как же правильно организовать родителям каникулы своих детей, чтобы ограничительные меры не мешали их гармоничному развитию?
  • Обсудите с подростком, какими делами он мог бы заняться во время этих каникул. Составьте список того, что нужно и хочется сделать. В качестве необходимых дел в список могут быть включены подготовка к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения, домашние обязанности. А в качестве желаемых в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, музыка, виртуальные экскурсии по музеям и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. Этому можно научиться с помощью интернет уроков.
    Хорошо было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован. Структурирование дня делает его проживание осмысленным, вам и вашим детям понятно, на что вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.
    Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами. Уметь быть отдельно — не менее важное умение, чем быть вместе.
    Если вы и ваш ребенок оказались дома, то можно использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом. Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться с вами, что он может предложить в качестве совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или сериал, прочитаете или послушаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе. А может быть, вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.
  • Нужно ли продолжать заниматься летом: читать книги, решать задачи и примеры? Если нужно, то как разумно к этому подойти, чтобы дети и учебный материал не забыли, и отдохнули?
  • Когда-то на летние каникулы школьникам задавали только прочитать книжки в рамках обязательной программы. Внеклассное чтение тоже задавали, но по желанию. И все.
    Ситуация изменилась. Изменилось отношение учителей и родителей. Одни учителя задают на лето задания: по математике, по русскому языку, обязательный список чтения. Как к этому относиться? Ведь, с одной стороны, дети должны летом отдыхать, а с другой — кое-кому на самом деле требуются дополнительные занятия.
    Дети — это такие люди, которые должны много отдыхать, играть, заниматься своими делами. Чем младше ребенок, тем больше свободного времени у него должно оставаться. Игры, фантазии, развлечения нужны детям так же, как учеба. Летние каникулы — святое, они для отдыха. Хорошо отдохнув летом, ребенок взрослеет, причем происходит это очень быстро. Мозги отдыхают, и все, что было в них заложено, лучше укладывается. Ученик подходит к следующему первому сентября более готовым к новой порции знаний.
    Некоторым ребятам необходимо заниматься чуть больше. Это две противоположные категории — отстающие и передовики. Отстающим нужно немного больше времени на усвоение программы. Передовики, наоборот, хотят бежать впереди паровоза — решать новые задачи, готовиться к олимпиадам и т.п.
    Я бы предложила родителям следовать такой схеме (хотя каждый решает для себя).
    Читать как можно больше — и по программе, и внеклассное, и что-то интересное. Современные дети не хотят читать, но всегда можно что-то придумать.
    Если ребенок хорошо успевает по всем предметам, не загружать его летом. Учитель дал на лето задания? Во избежание конфликта все сделать, но без фанатизма. И распределить время каникул, чтобы вся работа не свалилась на август. Это поможет и ребенку стать более собранным. Ведь не так сложно соблюдать дисциплину, пока каждый день приходится ходить в школу. Организовать занятия в свободное время — совсем другое дело. Тут нужно силу воли иметь, причем и родителям, и детям.
    Если у ребенка есть проблемы с какими-то предметами, позаниматься летом дополнительно, только очень дозированно. Нехочухи будут сопротивляться — это их право, у них каникулы. Потребуется терпение, сила убеждения и регулярность. Ребенку всегда легче делать что-то неприятное, когда это происходит по графику. Знает, что по пятницам письмо — и садится. А если занятия происходят от случая к случаю, обязательно попытается увильнуть.
    Ну а для тех, кто интересуется какой-то школьной дисциплиной больше обычного, сам бог велел слегка потренироваться.
    В отличие от школьных учителей, психологи чаще настаивают, чтобы дети получали большинство знаний из повседневного опыта, а не из домашних уроков летом. Летние каникулы хороши для жизненной практики на основе выученного в школе. Это не мертвые, а живые знания, которые нужны в повседневной жизни.
    В повседневных заботах полезно попрактиковаться в изучении иностранных языков. Для этого детям можно предложить смотреть мультфильмы на иностранном языке, но с русскими субтитрами. Мозг ребенка намного лучше настроен на изучение всего нового, а незнакомые слова впитывает, как губка. Утром во время приготовления завтрака можно попросить ребенка написать список дел на день или продиктовать ему для записи перечень продуктов, которые необходимо купить в магазине. Так ваш ребенок, сам того не подозревая, будет повторять уроки письма.
    Существует и промежуточный вариант: не заставлять детей сидеть за уроками на каникулах, а превратить освоение материала в увлекательную игру. Эксперты уверены, что, используя игровые методы, можно решить сразу две задачи — чадо будет наслаждаться игрой и при этом параллельно закреплять пройденный школьный материал.
    Дети школьного возраста с радостью принимают предложение поиграть. Например, можно придумать повторять таблицу умножения в игровой форме. За правильные ответы поощрять чем-нибудь или, наоборот, за неправильные придумать шуточные штрафы. Произведения, заданные на лето, можно читать с ребенком по очереди, а потом подводить итоги, кто больше прочел. Главное, обязательно обсуждать прочитанное, интересоваться чувствами, которые у ребенка вызвало произведение.
  • Как вы думаете, о чем нужно помнить родителям в отношениях с детьми в эти особые каникулы?
  • Наверное, о том, что за время вынужденной самоизоляции дома можно как улучшить свою жизнь, так и вконец испортить отношения со своими близкими. Непредвиденная ситуация самоизоляции – это бесценный опыт взаимодействия с самыми родными и близкими, время осознания ценности общения с ними. Объединившись, мы сможем помочь друг другу не только пройти через испытания этого сложного периода, но и стать глубже и целостнее.

Марина Ветликова.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий