Военная реликвия нашей семьи

Моя семья трепетно хранит личные вещи прадеда Иванова Ивана Петровича: военный билет, боевые награды, планшет, бритвенный станок.

В первую очередь мы обратились к словарю С.И. Ожегова узнать о том, что значит слово «реликвия». Реликвия — это «вещь, свято хранимая как память о прошлом». Военные реликвии – это ордена, медали, знаки отличия, письма с фронта и другие вещи.
Действительно, реликвии — это то, что остается на память о дорогих нашему сердцу людях и значительных событиях. Фронтовые реликвии времен Великой Отечественной войны имеют особое свойство: чем больше лет отдаляют нас от сороковых роковых, тем большую ценность обретают вещи, создающие самые славные традиции в семьях фронтовиков.
К сожалению, все меньше остается в живых ветеранов, поэтому наша задача – собирать, изучать, хранить материалы о людях, защищавших Родину. Мы считаем, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о прадедушке не только в виде нескольких фотографий, а целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний.
Для начала о героическом прошлом моего прадедушки.
Я очень люблю рассматривать вещи, которые в нашей семье считаются семейными реликвиями. Мне кажется, что все они ведут неслышный рассказ о тех людях, с которыми они были связаны, о тех событиях, немыми свидетелями которых они стали. С особым волнением пересматриваю документы времен Великой Отечественной войны. События тех страшных лет оставили неизгладимый след в истории каждой семьи. И моя семья не исключение.
С трепетом беру в руки маленькую, потрёпанную от времени красную книжечку с надписью: «Военный билет» и пятиконечной звездой на обложке. Этот документ, ставший теперь семейной реликвией, принадлежал когда-то моему прадедушке Ивану Петровичу Иванову. К сожалению, мне не довелось увидеть его живым, потому что прадедушка умер задолго до моего рождения, но в нашей семье бережно хранится память о нем и его военном пути. Перелистывая страницы военного билета, я будто слышу его шелестящий тихий голос и мысленно погружаюсь в историю жизни родного мне человека.
Мой прадедушка родился 26 февраля 1923 года в деревне Старые Атаи Красночетайского района. Семья была большая. В 1939 году окончил 8 классов. До войны прадед работал бухгалтером в Староатайской лесопромысловой артели.
В феврале 1942 года он был зачислен на курсы младших лейтенантов по специальности командир минометного взвода. ему тогда было 19 лет. Военную присягу принял 1 мая 1942 года. В ноябре 1942 года было присвоено воинское звание лейтенант.
С августа 1942 года по январь 1943 года принимал участие в Сталинградской битве, был командиром минометного взвода. В ходе боев прадедушка получил ранения в правый бок и находился на лечении в госпитале с января по август 1943 года.
С августа 1943 года по июль 1944 года Иван Петрович воевал на 1-м Украинском фронте в должности командира взвода боепитания. В июле 1944 года получил ранение в шею и снова попал в госпиталь, где был на лечении до декабря 1944 года. С декабря 1944 года по декабрь 1945 года находился в резерве. С 1 декабря 1945 года был уволен в запас по болезни. На воинский учет был принят в декабре 1948 года.
За участие в Великой Отечественной войне мой прадедушка имел награды: ордена Отечественной войны I и II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», медаль Жукова и юбилейные медали.
Я закрываю «военный билет» и понимаю, что Великая Победа нашей Родины над страшным врагом складывалась из судеб таких простых русских солдат, каким был мой прадедушка Иван Петрович.
А вот красноармейская книжка. Книжка потертая, странички её пожелтели. Не все записи легко можно прочитать. Но этот краткий документ дорог нам: в нём скупые строчки долгого военного пути прадедушки. Из записей я узнал, что он был ранен, геройски воевал с фашистами и вернулся домой.
Домой вернулся с фронтовыми вещами. Это, во-первых, командирский планшет (полевая сумка). Больше всего ему был дорог этот военный планшет. Я думаю, потому, что с ним он прошёл всю войну от начала и до конца.
Такая полевая сумка предназначалась для комсостава только строевых частей и только на военное время.
Моя прабабушка Феодосия Егоровна хранила в планшете семейные документы. (Прабабушка — труженица тыла, строила Сурский оборонительный рубеж). После их смерти планшет перешёл к моему дедуле, т.е. сыну Владимиру Ивановичу Иванову.
Планшет из кирзы тёмно-коричневого цвета, местами видны потёртости, но в целом он неплохо сохранился. В планшете имеются два отделения, спереди на нём есть места хранения для карандашей, небольшого ножичка (для заточки карандашей) и прочей нужной мелочи. Мне было интересно выяснить, для чего был нужен маленький кармашек на кнопке необычной треугольной формы. Оказывается, в таких кармашках хранился курвиметр – прибор для измерения длины кривых линий на карте. Застегнуть сумку можно 2-мя способами, в зависимости от того, насколько много документов в ней находится.
Через всё переднее отделение планшета проходил ремешок для документов большого размера (например, карт). Сейчас его нет, скорее всего, он истёрся от времени. Моя бабуля Раиса Васильевна Иванова приделала новый современный ремень.
Планшет служил для хранения письменных принадлежностей и для того, чтобы в полевых условиях подписать приказы (планшет подкладывали под бумагу для удобства). Такие полевые сумки были только у командиров, солдаты планшеты не носили, ведь им не положено иметь при себе карты.
Многие офицеры надевали сумку только тогда, когда шли на доклад к начальству. Сумка – слишком приметная деталь, немцы хорошо разбирались в форме советской армии и старались бить по командирам.
Носить сумку можно было двумя способами: с двумя плечевыми ремнями и с одним. В повседневной жизни носить сумку не полагалось. У человека с военным планшетом на плече могли возникнуть неприятности – первый же патруль мог спросить: откуда взял? Зато с окончанием войны планшеты стали ценными трофеями для детей: если кто-то ходил в школу с планшетом, доставшимся от отца, зависти не было предела.
Кроме военного планшета, у нас дома есть ещё одна фронтовая реликвия – это бритвенный прибор. Бритвенный прибор со времён Великой Отечественной войны и сегодня практически как новый. Хотя мой прадедушка пользовался им каждый день. Он изготовлен из латуни и нержавейки. Несмотря на военно-полевые условия, советские солдаты бороды не отращивали. Брились красноармейцы также опасными бритвами. В ходу были советские бритвы «Труд Вача» и немецкие «Золинген». Последние ценились больше, потому что качество стали было лучше. Для мытья использовались передвижные бани. А ещё под баню могла оборудоваться, например, землянка. Мыло поставлялось на фронт хозяйственное. Стандартный кусок нарезали «суровой ниткой» (плотная капроновая нить) так, чтобы каждому бойцу достался кусок весом всего несколько десятков граммов.
Наша семейная реликвия не лежит мёртвым грузом. Я уже несколько раз выступал с рассказом о героических подвигах моего прадедушки И.П. Иванова: на школьной конференции, в честь Дня Героя, перед ветеранами города, на городской выставке «Моя семья в истории Великой Победы», 9 мая у Камня памяти на территории гимназии. Для этих случаев мама с бабулей мне шили военную форму. Всегда надеваю на себя военную форму и эту полевую сумку через плечо. Форма солдата заставляет меня чувствовать в себе хранителя традиций моей семьи.
Практически в каждой семье хранится хоть одна почитаемая фронтовая реликвия. Это трогательное, святое чувство не исчезнет со временем, укрепится в новых поколениях.
Когда-нибудь у меня тоже будет семья, и уже мои потомки продолжат нашу традицию и станут строить свою ленту времени. Соприкосновение с прошлым дает нам ощущение опоры, надежного тыла и незабываемые впечатления…
Вот уже много лет нет моих прабабушки и прадедушки, но мы помним их, и жива память о тех ужасных событиях, которые произошли с нашей семьёй в годы Великой Отечественной войны. Я горжусь заслугами, военными победами своей семьи.
И очень хочу, чтобы через много лет, беря в руки нашу семейную реликвию, пополненную заслугами и победами последующих поколений моего рода, уже мои правнуки сказали: «Мы знаем! Мы помним! Мы сохраним!»

М. Иванов, ученик 2 класса гимназии № 8.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *