Спасет ли «Земский учитель» школы

10 тысяч пустующих учительских мест. Это реальные вакансии. Некоторые из них открыты по два-три года. Сможет ли федеральный проект «Земский учитель» спасти школы в малых городах и селах? Когда педагоги получат выплаты по миллиону рублей? И при чем тут хорошие дороги, стабильный интернет? На своем Всероссийском съезде сельские учителя рассказали о самых наболевших проблемах. А министерство просвещения представило долгожданную программу «Земский учитель». 

Впервые прозвучало главное: кто, как и когда сможет стать участником программы. Она должна заработать в следующем году. Приезжающие в малые города и села педагоги получат по миллиону рублей. А на Дальнем Востоке — по два (!). Чтобы пригласить на работу «земского учителя», школа должна не только иметь вакантную должность для педагога, но и обеспечить его стандартной нагрузкой на ставку — не менее 18 часов в неделю.

«Участниками программы могут стать учителя со средним профессиональным и высшим образованием. То есть практически каждый, — отметила директор департамента развития педагогических кадров минпросвещения Мария Хлопотных. — Кандидат должен иметь соответствующую квалификацию, быть не старше 55 лет и иметь желание переехать в село минимум на 5 лет».

Миллионеров ждут

В регионах особенно нужны учителя иностранного языка, математики, физики. Программа должна привлечь в малые города и села 4,4 тысячи педагогов. На это из федерального бюджета выделят более 4 млрд рублей.

«Земский учитель» — отличная поддержка, — говорит директор Муромской школы Шебекинского района Белгородской области Андрей Щербаков. — У нас 141 ученик и 18 учителей. Средний возраст преподавателей — 52 года".

«У нас большие проблемы с педагогами, особенно в самых северных районах, — отмечает начальник управления образования Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) Ирина Черкашина. — Население многонациональное, говорит на разных языках. Но все мы ждем русскоязычных учителей, чтобы дети хорошо знали русский».

А вот, скажем, в сельских школах Карелии очень ждут педагогов-карелов, из коренных жителей. Как подчеркивает первый зам­министра образования республики Наталья Кармазина, это важно для сохранения самобытности карельской культуры.

Фото: Инфографика «РГ»/Александр Чистов/Ксения Колесникова

С ручкой и планшетом

Всероссийский съезд учителей сельских школ проходил в поселке Дубовое в Белгородской области. Суперсовременное здание в стиле хай-тек. Внутри — проекторы, ноутбуки, роботы. Но в большинстве сельских школ, даже очень крупных, картина совершенно иная.

«В нашей станичной школе 1026 учеников и 79 учителей. Главная проблема — устаревшее оборудование. На технике, компьютерах, которым исполнилось пять лет и больше, работать сложно, — делится учитель физики и информатики школы №12 Курганинского района Краснодарского края Андрей Ополев. — Чуть больше месяца назад у нас открыли Центр „Точка роста“ с хорошим современным оборудованием. Это только один кабинет. Но реально не хватает скорости интернета. Обещанных 50 мегабит в секунду и близко нет. Потому что до школы оптоволокно провели, но наше сетевое оборудование реально старое и не справляется с такой мощностью».Современные технологии могут оставить школу без учителя

Свои меры поддержки сельских учителей есть в каждом регионе. Кто-то дает прибавку к зарплате, кто-то — автомобиль или единовременную выплату.

Одним из первых регионов, где приезжающие в село учителя уже получают миллион (без какой-либо федеральной помощи), стал Пермский край. Здесь программа работает четвертый год. В ней 70 человек! Правда, деньги они могут потратить только на жилье.

«У нас большинство школ — именно сельские. Причем некоторые удалены от центра на 500-700 километров. В первый год работы проекта мы поставили возрастное ограничение — 35 лет. Думали, будет очень много желающих. Нет. Увеличили возраст до 40 лет, а сейчас — до 50. Почему? Оказалось, в село готовы переезжать учителя, у которых уже выросли дети. Тогда они готовы оставлять квартиру им, а сами строить свою жизнь в другом месте», — поделилась опытом министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

По ее словам, важно правильно выбрать школы, которые будут участвовать в программе. Решаясь на новое место работы, учитель смотрит не только на зарплату: есть ли рядом больница и детская поликлиника, интернет, дороги... Если ничего этого не будет, то не удержат никакие деньги.Прямая речь

Есть ли жизнь после вуза

Ольга Васильева, министр просвещения РФ:

— Сегодня треть нашего педагогического корпуса — это люди достойного возраста. 23 процента перешли пенсионный порог, еще 19 — приближаются к нему. У нас и сейчас, и в 2029 году будет всего 5,9 процента учителей в возрасте до 29 лет.

И это несмотря на то, что для будущих педагогов ежегодно дается более 73 тысяч бюджетных мест в вузах. Поступив на педагогические факультеты, лишь половина потенциальных учителей заканчивает их, получая диплом. Из этих 50 процентов лишь 30 — доходят до школы...

Поэтому мы очень надеемся на программу «Земский учитель», на то, что у нас будут потихонечку заполняться востребованные вакансии.

© 1998—2019   ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий