Воспитание сказкой

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа особенно ярко проявила себя в народных сказках. Созданная в давние времена сказка живёт до сих пор, увлекая детей содержанием и художественной формой. Сказка всегда поучительна. Она знакомит ребёнка с искусством своего народа, с его культурой.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему необычному, чудесному. Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, мудрости, в победе добра над злом. Народные сказки — уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: дружба помогает победить зло («Зимовье»); добрые и миролюбивые побеждают («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»); зло наказуемо («Царевна — лягушка», «Заюшкина избушка»).
Воспитательная ценность народных сказок заключается в том, что в них запечатлены лучшие черты русского народа: положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка — первый и мудрый учитель ребёнка. Она наглядно и увлекательно показывает ему «что такое хорошо и что такое плохо». Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам. Постоянно используемые к сказкам этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, дают простор творчеству. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей.
В детском саду № 18 «Аленушка» дети группы № 10 «Дошколята» в каждую свободную минуту, особенно в летний период, любят слушать сказки. Ребята знают немало произведений, могут пересказать эпизоды из любимых сказок, отгадывают загадки, принимают участие в викторинах по сказкам, драматизируют, примеряя на себя роли сказочных героев.
Для ребят сказки — это волшебство, чудеса, неисчерпаемый источник знаний, и если однажды у ребенка родилась любовь к сказкам, то она никогда не иссякнет. И в любом возрасте сказка приходит в дом, чтобы подарить приятные и волнительные минуты общения с живым словом и настоящей мудростью.
Л. Болотина, воспитатель д/с № 18.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий