Больше знать, чтобы лучше понимать

2 апреля отмечался Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Аутизм – достаточно серьезное заболевание, которое характеризуется нарушением у ребенка способности к общению и познаванию окружающего мира. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, в школе, и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки. Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах. Как следствие, формируется вторичная аутизация всей семьи.

Заподозрить наличие аутизма у ребенка можно уже в раннем возрасте, однако ни один врач сразу не сможет поставить точный диагноз. Наибольший процент выставленных диагнозов приходится на 3-летний возраст, когда отличие ребенка с аутизмом от сверстников становится явно заметным. Обычно ранние признаки выявляются только при сборе анамнеза у родителей. В 3 месяца нормально развивающийся ребенок начинает свою познавательную деятельность, начинает улыбаться, особенно при виде знакомого лица. А с ребенком-аутистом трудно установить зрительный контакт: ребенок смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты. В более старшем возрасте, когда ребенок начинает сидеть, появляются характерные для аутизма повторяющиеся монотонные движения: ребенок может длительное время сидеть в кроватке и раскачиваться из стороны в сторону. 

Очень часто первая жалоба, с которой обращаются родители к специалистам, является отсутствие слуха у детей. Родителям кажется, что их ребенок или глухой, или слабослышащий, так как он не всегда реагирует, когда его зовут, и иногда не выказывают никакого интереса к источнику звука. На самом деле дети с аутизмом все хорошо слышат, но их сознание находится в своем собственном мире, который создал ребенок, поэтому они никак не реагируют на внешние раздражители до тех пор, пока они не доставляют ребенку дискомфорт. В старшем возрасте, когда дети идут в школу, они могут создавать мнимое впечатление гениальности, так как они очень часто успешны в одной какой-то сфере, однако остальные предметы для них остаются трудны для восприятия и изучения.  

Дети-аутисты не воспринимают окружающих людей и не видят в них предмет для общения. Они могут пройти мимо человека, как мимо дерева. Привлечь внимание ребенка можно, только помешав ему совершить какое-нибудь действие. Такие дети держатся обособленно, ни с кем не разговаривают, занимаются только своим делом. Они очень восприимчивы к перемене окружающей обстановки. При этом изменения окружающей обстановки полностью выбивают их из распорядка жизни: они не знают, чем им дальше заниматься, куда идти, иногда появляется агрессия. Поэтому в школе, работая с детьми-аутистами, мы стараемся, чтобы окружающая обстановка была максимально неизменчивой. У нас в помещении, где занимается ребёнок, все предметы лежат строго на своих местах. Создан точный распорядок дня, так как ребёнок должен знать, что ему делать в следующую минуту, и настроиться на это.

Лечение, обучение и воспитание детей с аутизмом – это длительный, сложный, трудоемкий процесс, который истощает не только физически, но и психологически. Родители ребенка с аутизмом должны приготовиться к длительной борьбе с болезнью, которая не всегда приносит результаты. Необходимо выбрать опытного психиатра, специалистов коррекционного обучения и воспитания, которые будут заниматься с ребенком длительное время. Основная методика лечения ребенка – это беспрерывное повторение и закрепление выученных навыков. Но даже после изучения какого-либо навыка необходимо периодически возвращаться к его повторению, так как даже полученные навыки со временем могут теряться.

Родители должны понимать, что лечение ребенка с аутизмом – это задача не только врача, но и всех родственников ребенка. Лечение и воспитание не прекращается ни на минуту и продолжается за стенами кабинета психиатра, дома, на улице, в детском саду, в школе, в общественных местах. Это очень большая психологическая нагрузка для родителей — бороться с заболеванием и иногда не видеть никакой отдачи. Поэтому очень важно хотя бы раз в год делать перерыв и уезжать отдохнуть, не думая о болезни ребенка. В это время уход может осуществлять другой родитель или бабушка с дедушкой. Важно общаться с другими родителями, у которых дети больны аутизмом. Это поможет легче пережить заболевание ребенка, можно обменяться опытом с другими родителями, порадоваться их успеху. Можно посетить интернет-форумы, чтобы обменяться опытом и получить консультацию от других родителей и врачей.

Прогноз для каждого конкретного случая различный. Все ситуации нарушения развития преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. У некоторых детей положительная динамика заболевания наблюдается через несколько месяцев, у других — через годы. Но в некоторых случаях добиться хоть какой-то положительной динамики не удается. Поэтому чем раньше родителям удалось заподозрить аутизм и начать лечение у специалиста, тем выше шанс, что ребенок сможет в будущем вести самостоятельную полноценную жизнь.  

Л. Арсентьева, педагог Шумерлинской школы-интерната.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий