Теория поколений

Теорией поколений я заинтересовалась, будучи на курсах повышения квалификации педагогов в Чувашском республиканском институте образования. Далее я углубилась в эту тему, подготовила материалы и выступила на родительском собрании, перед педагогами школы, провела классный час со старшеклассниками. Мероприятия никого не оставили равнодушными, способствовали новому понимающему взгляду на подрастающее поколение со стороны учителей и родителей. Вкратце хочу ознакомить с этой теорией и читателей газеты.

Теория поколений создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Адаптацию теории поколений для России в 2003—2004 годах выполнила команда под руководством Евгении Шамис. В основу данной теории лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, расходятся. Это связано с тем, что ценности человека формируются в результате семейного воспитания под влиянием экономических, социальных, технологических, политических факторов. Формирование ценностей происходит согласно данной теории примерно до 12-14 лет. Составители, начиная с 1900 года, разделили людей на 5 поколений: величайшее героическое поколение (1900—1923), молчаливое поколение (1923—1943), поколение беби-бумеров (1943—1963), поколение Х («Икс») (1963—1984), поколение Y («Игрек») (1984—2000) и поколение Z «Зэд» (c 2000).  

Первое героическое поколение, рожденное в начале 20 века, на детство которое пришли революция и первая мировая война, – это люди с героическим детством. Они так и остались на всю жизнь героями. Считается, что благодаря этому поколению мы выиграли Великую отечественную войну. 

Молчаливое поколение (1923—1943) попало в эпоху сталинских репрессий. Поколение, которое недоговаривает, потому что живет с тайной, которая может стоить ему жизни. Люди этого поколения уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны. 

На формирование ценностей людей поколения беби-бумеров (1943—1963) оказали наибольшее влияние победа в Великой Отечественной войне, советская «оттепель», покорение космоса, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Они верили в свою страну так, как не верили ни до них, ни после них, и верят, наверное, до сих пор. 

Время взросления людей поколения Х («Икс») (1963—1984) знаменуется закрытостью страны, застоем, холодной войной, появлением наркотиков, началом перестройки. А также на это время пришлось такое важное явление, как бум разводов. Семейные ценности в это время очень пошатнулись, многие женщины стали заниматься бизнесом, стремиться к самостоятельности. Патриотизм у представителей данного поколения выражен гораздо слабее, чем у предшественников. 

Подходящие к поколению Y («Игрек») (1984—2000) очень похожи на представителей Величайшего героического поколения. Такие же категоричные. На время их детства и взросления пришлись распад СССР, теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета, мобильных телефонов. Скорости развития стали очень высокими. Наступила эпоха брендов. В эти годы наркомания, табакокурение, алкоголизм вышли в ряд основных проблем. Наступила эра публичности — все вышло в телевидение и интернет. Если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось, а для их предшественников — так и столетиями, в их жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Они не знают другой жизни.

А каков психологический портрет поколения Z «Зэд», нынешних детей, сегодняшних учеников, рожденных с 2000 года? О них говорят, что они родились с мобильным телефоном в руке. Они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями», для поколения Z уже настоящее. Они более зависимы от цифровых технологий, почти всю информацию получают из Сети, публичны, открыты, ведут блоги и соцстраницы. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете. 

О чем нужно помнить современным педагогам, обучающих детей нового поколения? Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость — это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Но, разумеется, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Сегодняшние дети не умеют строить проблемную коммуникацию и вообще перестают ценить живое общение. Учащиеся, привыкнув к жизни в компьютере, оказываются в большом затруднении, когда им приходится действовать, а не говорить про действие и не играть в компьютерную игру: т.е. ставить цели, вступать во взаимодействие с другими учащимися, передавать им свой замысел, реализовывать его.  

Специальных исследований особенностей внимания цифрового поколения пока в России не было. Однако на основе зарубежных исследований можно с уверенностью сказать, что устойчивость внимания у школьников уменьшается в десятки раз по сравнению с предыдущим поколением, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. У детей цифрового поколения больше развита кратковременная память, чем долговременная. Современный ребенок, имеющий возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию, не видит смысла хранить ее в своей памяти. Изменяется и структура мнемонических процессов. Современные подростки совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая-либо информация.  

Дж. Коатс дает рекомендации современным педагогам, которые помогут выстроить адекватный стиль обучения со школьниками, относящимся к поколению Z:

  1. Учащийся в центре внимания. При разработке учебных планов в центре внимания должен быть современный мир и возможность обучающегося эффективно действовать в нем.
  2. Применимость знаний. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
  3. Время — главная ценность.
  4. Необходимость хорошо структурировать учебный процесс. Поколение Z хочет точно знать, что и в какие сроки от них требуется – причем эта информация должна быть весьма подробной. Четко следует оговаривать сроки заданий и санкции за их несоблюдение. Установить строгий, но справедливый контроль действием. Следует говорить коротко, писать развёрнуто и по пунктам. В головы поколения Z «встроен» восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, именно столько внимания подростки уделяют новой информации. Дети «Twitter» не способны воспринимать длинные сообщения. Устную задачу надо уложить в 25 слов. А потом развёрнуто объяснить письменно и по пунктам. Каждый пункт тоже должен состоять не более чем из 25 слов. Поколение Z плохо запоминает, потому что оно растет в среде, когда всё можно уточнить в интернете. Письменная задача поможет вспомнить нюансы.
  5. Главное – результат. Современные ученики в процессе обучения ориентируются на результат. Они сосредотачиваются на новом материале, игнорируя «повторение пройденного» и «закрепление», не желая вновь возвращаться к изученному. Если в качестве результата учащимся видится лишь хорошая оценка на экзамене – то это не является для них достаточным стимулом для действительно глубокого и системного изучения предмета.
  6. Диалог. Для детей общение «один на один» очень ценно.
  7. Визуализация. Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Они взрослеют в эпоху торрентов, демотиваторов и инфографики. Наглядность — главное условие. С каким бы мастерством педагог ни рассказывал о малом и большом кровообращении, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект.
  8. Устная речь. Процесс урока нужно сделать более динамичным. Монотонная речь учителя и медленное расхаживание по классу — факторы, выводящие из равновесия поколение Z. Учебный материал лучше подавать в оптимистичном тоне. Позитивизм мышления способствует умственной активности.
  9. Обратная связь. Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.
  10. Награды. Представители поколения Z не могут ждать, их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись. Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед. За каждый школьный конкурс они привыкли получать награду, за состязание — сертификат об участии, под их фотографиями собираются лайки и репосты. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала для них — не морковка для кролика, а топливо для поезда. Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
  11. Мудрое руководство. Представители этого поколения хотят, чтобы педагог был умелым и мудрым руководителем, а не «знал всё». Этому поколению нужно объяснять, доказывать, почему они должны учить этот предмет, делать это домашнее задание. Как раньше — «надо — значит надо» — не работает. С ними нужно разговаривать, как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и они ожидают нормального, уважительного диалога.
    А. Николаева, социальный педагог Ходарской школы им. И.Н. Ульянова.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий