От сердца к сердцу по дороге любви

В современных социологических исследованиях, выступлениях ученых, писателей, учителей-словесников констатируется низкий уровень культуры молодого поколения. В последние десятилетия формируется образ современного человека — потребителя, живущего по велению своих инстинктов и обладающего властью творить во всем свою волю. В результате тенденция к проявлению своеволия, агрессии, жестокости, грубости и сквернословия наблюдается уже среди детей раннего возраста. Вседозволенность приводит человека к болезненному состоянию души, в котором он утрачивает смысл жизни, радость жертвенной любви и созидательного труда.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых усваивается социально-исторический опыт, получаются представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и для семей, в которых появляется ребенок с ОВЗ, вопрос о нравственном поведении вдвойне актуален. Многие семьи, в которых воспитываются дети с особыми нуждами, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении. Связано это с некомпетентностью родителей в вопросах воспитания и развития «особого» ребенка. Такие дети большую часть своей жизни проводят в кругу семьи, причем круг этот достаточно замкнутый. Поэтому возникают проблемы не только образования и воспитания, но и взаимоотношений с социумом. Находясь в том сензитивном возрасте, когда основные правила и нормы поведения закладываются в семье, через образец поведения родителей, порой дети испытывают на себе предательство, безразличие, а иногда и агрессию от самых близких людей — их родителей. Не имея других образцов перед глазами, они приходят в другие учреждения — Дома ребенка, школы-интернаты, где видят доброе, заботливое отношение от чужих людей.
Кто научит ребенка понимать и прощать родных людей и полюбить чужих? Как идти дальше и любить, если ты никогда этого не испытывал? На эти вопросы в рамках занятий в воскресной школе мы стараемся дать ответ каждому ребенку своей любовью и заботой. То, что мы закладываем в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы очень надеемся, что это поможет нашим воспитанникам выстроить мостик доброты в будущую жизнь.
Важнейшим моментом воспитания человека в любом возрасте является приобщение к культуре своего народа. Культура — это мир, созданный человеком, мир материальный и идеальный, т.е. духовный. Часть общей культуры — традиционная народная православная культура. Программа рассчитана на 3 года и содержит 3 раздела: «Царство Божие — внутри вас», «Апостолы. Православная культура», история христианской церкви.
Каждое занятие имеет четкое целеполагание, логику построения учебного материала и структурных элементов. В системе работы используется дифференцированный подход к организации учебной деятельности, причем как в содержательном, так и в организационном аспектах. Индивидуальный подход к детям явно просматривается практически на каждом из занятий. Преподавание строится с учетом реальных учебных возможностей воспитанников, их индивидуально-психологических особенностей.
Интересно прошло в рождественские дни занятие «Праздник Рождества Христова», в ходе которого дети узнали, что каждый новый год отсчитывается с того дня, когда в мир пришел Христос, услышали библейскую историю о рождении Спасителя. А на занятиях по теме «Библия — книга книг. Любите книгу!», прошедших в январе, дети узнали, что Библия — учение Иисуса Христа, самая главная книга для каждого христианина.
Учебный материал предмета разбит по занятиям в соответствии с тематическим планированием. Каждое занятие имеет название темы, а также перечень рассматриваемых вопросов. На них используются книги, презентации к уроку, музыкальный, видео- и художественный ряд. На занятиях в воскресной школе, помимо работы над основными нормами поведения, в первую очередь, раскрываются темы, связанные с обращением к Ветхому и Новому Заветам. Начинаются занятия с обсуждения главной молитвы «Отче наш». Содержание ее помогает связать воедино жизнь земную с Царствием Божиим. Помимо этого, большое количество часов уделяется знакомству детей с толкованием притч Евангелия, ведь в них осмысливаются цели земные и жизнь человека, его отношение к другим, личные недостатки и прощение чужих, а главное — происходит постоянный анализ своих действий и мыслей.
Мы поддерживаем тесную связь с центром духовно-нравственного развития личности Чувашского республиканского института образования, являемся активными участниками различных педагогических конкурсов, чтений, конференций и фестивалей, имеем почетные грамоты, благодарственные письма и дипломы от настоятеля церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Ходары протоиреея Алексея Чумерина, руководителя епархиального отдела образования и катехизации, настоятеля храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова протоиерея Дмитрия Нестеренко, епископа Мариинско-Посадского викария Чебоксарско-чувашской епархии Игнатия, главы администрации Шумерлинского района Льва Рафинова и др.
Мы стараемся регулярно повышать свой профессиональный уровень. Со своими учениками часто совершаем паломнические поездки по святым местам Чувашии и ближайших регионов, что очень сближает и объединяет нас. Сколько впечатлений подарили поездки в храмы города и района! 
Часто говорим детям о том, что Господь любил и любит всяких детей, что детский возраст дан на резвость и веселье, но не на грубость и вседозволенность.
А. Шангеева, А. Николаева, педагоги воскресной группы Шумерлинской школы-интерната.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий