Поселок «Большевик», или С чего начиналось строительство завода дубильных экстрактов

Вот таким расположением домов запомнился мне посёлок «Большевик» в 1961 году, куда моя семья переехала после пожара на Суре-водокачке.
Это были самые первые дома, построенные для строителей завода дубильных экстрактов в 1929—1930-х годах. В них проживали целые династии работников завода. Так, на лестничной площадке с нашей семьёй жила семья Шакаровых. Дядя Саша был завгаром завода. После его смерти этот пост занял старший сын Володя, а после того, как и он ушел в мир иной, руководить работой гаража стал средний сын Александр, до полного краха завода.
В доме № 4 проживала семья Кузьминых. Глава семейства дядя Ваня – бывший фронтовик, награждённый многими орденами и медалями. Всю свою трудовую жизнь, работая водителем, возил дубовое сырьё с реки Суры на завод.
В доме № 3 проживала семья Финогеновых. Дядя Саша был кавалером боевых орденов Славы. На старых фотографиях с моим отцом, его закадычным другом, на кителе висели три ордена Славы. На два у него были удостоверения, а третий, который ему лично вручил 7-го мая 1941 года командир 66-й механизированной бригады, был без него, хотя наградной лист ушёл в штаб. И сколько они с моим отцом не писали в архив Вооружённых Сил СССР, ответов не было. Я верю ему, потому что с февраля 1942 года до конца войны он провоевал в разведке. Не мог старшина разведгруппы войсковой бригады обманывать окружающих. С его сыном, моим тёзкой, мы проучились вместе десять лет, сидели за одной партой.
В доме № 6 проживали в основном работники пожарного депо. Со слов дяди Паши Брачева, у них в соседях проживала недолгое время семья, сын которых был героем войны (возможно, это был Шашкин Н.Т., Герой Советского Союза).
Мой отец, Иван Порфирьевич Кондрашкин, тоже был ветераном Великой Отечественной войны. Его после окончания танкового училища в составе 51-го армейского полка бросили в мае 1942 года на помощь оборонявшим город Керчь войскам Крымского фронта. Не доезжая Керчи, их эшелон был разбомблен, и остатки солдат и офицеров укрылись в Аджимужкайских каменоломнях. Там он пробыл в окружении более шести месяцев. 30 октября 1942 года из кольца окружения они прорвались к своим. Далее — допросы в СМЕРШе, лишение офицерского звания, штафбат. Войну закончил в составе 232-го Гвардейского тяжёлого самоходного полка в Чехословакии. В 1946 году демобилизовался, вернулся домой и до своей смерти в 1980 году проработал на заводе «Большевик».
Отец любил на 9 мая, в День Победы, организовать застолье в скверике между домами № 2 и № 1. Меня, как фотографа, заставлял их снимать, как он выражался, для «истории». Очень жаль, что все фотографии и негативы сгорели при пожаре. Но в своей памяти я сохранил сотни лиц жителей этого посёлка.
В гараже завода, кроме автотранспорта, находился «красный уголок» и библиотека, куда мы, школьники, с удовольствием ходили. Пожарное депо, после его закрытия, перестроили в обыкновенный жилой дом.
Улицу, которую мы называли попросту «Большевисской», переименовали в Заводской проезд.

В. КОНДРАШКИН.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий