На «птичьих правах» собственником не станешь

Михаил Григорьев в 2001 году договорился с главой сельской администрацией о приобретении земельного участка для строительства жилого дома. Однако документы о выделении ему земельного участка на руки он не получил.

Переживать не стал. Ведь с главой они школьные товарищи, раз обещал, значит сделает. Озадачился  оформлением прав на земельный участок Михаил гораздо позднее, когда товарищ на пенсию ушел и обязанности главы стал выполнять молодой да перспективный. Когда обратился за своими документами в администрацию, узнал, что его земельный участок уже давно поставлен на кадастровый учет и предоставлен совершенно другому лицу.

Григорьев за свои права решил бороться и обратился в суд с иском об истребовании участка из чужого незаконного владения.

«Я берег эту землю для внуков, чтобы они поближе ко мне дом построили, сад развели. Он у меня в резерве был. А тут такой произвол. Из под носа увели участок», — охотно делился своим возмущением Михаил Григорьев.

Районный суд согласился с доводами истца и удовлетворил иск, ведь прежний глава подтвердил, что эту землю Григорьеву собирались дать. Однако новый глава настаивал на своем – документально никаких прав у Григорьева на этот участок не было. Судебная коллегия Верховного Суда Чувашской Республики отменила районное решение на том основании, что  факт предоставления Григорьеву земельного участка не доказан.

Объектом права собственности может быть только индивидуально-определенная вещь, имеющаяся в натуре. Земельный участок  становится таким с момента проведения государственного кадастрового учета. Права на имущества, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

Согласно законодательству, действующему на момент приобретения земельного участка Григорьевым, под землеустройством понималось образование новых земельных участков и установление их границ на местности. Землеустройство включало в себя, в том числе отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

Григорьев не представил доказательства формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, имеющего площадь  и границы, описанные и удостоверенные  в установленном порядке. Земельный участок, о признании права на который ходатайствовал Григорьев, впервые был создан как индивидуально-определенная вещь и поставлен на кадастровый учет в 2013 году, после чего предоставлен иному лицу.

Таким образом, не доказано существование ранее этого участка.

Кроме того, Григорьев не  смог представить документы, подтверждающие исполнение им обязанности собственника земельного участка, в том числе по уплате земельного налога. Каких-либо строений на земельном участке не имелось, земельный участок находился в заброшенном состоянии, никем не использовался.

Факт предоставления органом местного самоуправления земельного участка гражданину из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не устанавливается исключительно на основании объяснений лиц, участвующих в деле, поскольку  основанием для возникновения прав на такой  земельный участок является соответствующий правовой акт органа местного самоуправления.

Управление Росреестра по Чувашской Республике рекомендует всем оформлять свои права документально и регистрировать их в государственном органе – Росреестре.

 

 

Шумерлинский район Чувашской Республики

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий