История жизни — история страны

30 октября — ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕCСИЙ

Марфа Арсентьевна Арсентьева родилась в 1905 году в крестьянской семье, в д. Васлейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне д. Паймурзино Моргаушского района). Ее семья по тем временам была не из бедных, все дети получили образование в 4 класса.
Примерно в 1922 году Марфу выдали замуж за Петра Тимофеева из соседней деревни Новые Мадики. Ему в наследство достались ветряная мельница, большой бревенчатый дом и земля, полученная от государства в царское время при рождении детей мужского пола.

Когда началась повсеместная коллективизация, Петр категорически отказался вступать в колхоз. В 1928 году он лишился избирательных прав. Отобрали все: дом — под правление колхоза, мельницу, одежду. Также известно, что отец Марфы Арсентьевой под нательным бельем спрятал свадебную монисту дочери из царских серебряных монет, вынес из дома и закопал на дороге, где гоняли домашний скот в стадо.
Всю семью Петра Тимофеева — жену Марфу, сына Маврикия и двух дочерей — Дарью (1929 г.р.) и Феклу (1930 г.р.) посадили на подводы, довезли до железнодорожной станции, посадили в товарный вагон и отправили в спецпоселение в Нижний Тагил. Проживали они там в землянке. Дарья и Фёкла умерли от холода и голода. Марфа заболела, как потом выяснилось, чахоткой. Родные Марфы узнали о смерти девочек, всерьез забеспокоились. Брат Марфы, Егор, стоял у церкви и просил милостыню. Таким образом насобирав денег на дорогу, отправился в Нижний Тагил. Вывез украдкой в темное время суток свою сестру и ее сына, а потом поездом привез в родовое гнездо. Прятали Марфу с Маврикием в подполье. Когда работникам администрации Аликовского района стало известно, что семья Тимофеевых выбыла из Нижнего Тагила, они приходили в деревню, но семью никто не выдал. А муж Марфы, Петр, приехал к старшему брату (по матери) Василию Толстому (Иванову). Фамилию поменял уже в советское время.
Петр решился поехать в Москву в надежде, что он сумеет попасть на прием к всесоюзному старосте М.И. Калинину. Брат Василий его поддержал. Петру удалось попасть на прием к М.И. Калинину и получить документ, подтверждающий, что его семья выслана за пределы Чувашии незаконно.
В 1935 году Петра Тимофеева и Марфу Арсентьеву восстановили в избирательных правах. Муж Марфы обратился в 1936 году в центральный исполком Чувашской АССР, чтобы вернуть все имущество. Но ничего не вернули, так как документов, подтверждающих конфискацию, в архивах Аликовского исполкома не сохранилось. А монисту откопали после возвращения из ссылки.
Супругам дали баню у пруда, а до этого они жили у соседей. Стали обживать, подстраивать, вступили в колхоз. В браке у них родилось всего 9 детей. До взрослой жизни дожили лишь сын Маврикий и дочь Христинья.
Маврикия 17-летним призвали в Советскую Армию. Он высылал деньги матери на погашение долгов по налогам. В то время на трудодень в колхозе платили фуражным зерном по 200 граммов и соломой, и то по окончании уборочных работ.
В ноябре 1950 года Маврикий демобилизовался, в 1951 году женился. В июне 1954 года переехал в Шумерлю и устроился в МТС. Ему дали комнату в бараке. Марфа настояла купить маленький старенький домик, но такой, чтобы была земля. Денег на хороший дом не было. Так они оказались в колхозе им. Ворошилова — именно так называлась деревня до 1958 года, а после — Дубовка. Здесь Марфа работала в полеводческой бригаде. После вела дела по дому и нянчила внуков. Она была грамотная и учила их читать.
В конце 1961 года уехала в Шумерлю к дочери, чтобы помогать растить внучку. В мае 1962 года Марфа Арсентьева умерла в больнице от той же болезни, которую приобрела почти 30 лет назад в ссылке, — чахотки. За свой земной путь длиной в 57 лет она со своей семьей прожила жизнь, полную трагизма. Это история жизни, написанная горькими слезами не только ее семьи, но и многих других людей, попавших под жернова политических репрессий того периода.

А. Петрова (п. Дубовка).

 

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий