Без творчества и жизнь не та!

В кинофильме Г. Александрова «Волга-Волга» ярко изображен расцвет народного творчества в довоенные годы прошлого века. Пробуждение народных талантов произошло во всей стране, и было это массовым явлением. Один из видов народного творчества – художественная самодеятельность – был широко развит и в Шумерле. Центром художественной самодеятельности тогда был клуб мебельного комбината, а основу творческого коллектива составляли учителя, учащиеся школы № 2 и рабочие.
В 30-е годы большой вклад в развитие музыкального образования шумерлинцев внес Г.С. Лебедев, будущий композитор, автор Гимна Чувашской Республики. Он вел музыкальный кружок в клубе и преподавал пение в школе № 2. По воспоминаниям старожилов, хором в клубе руководил учитель В. Кудряшов. Талантливыми драматическими актерами на клубной и позже школьной сценах были А.И. Оборин и учитель политехнического (трудового) обучения В.В. Лепилин.

Школа славилась учителями…

Уже в 60-е годы, когда я начала работать в школе и влилась в ее творческий коллектив, несколько постановок прошли с моим участием. Кроме современных сатирических инсценировок, ставили в основном А.П. Чехова: «Экзамен», «Злоумышленник». Самым ярким, пожалуй, был водевиль «Юбилей», в котором роли исполняли В.В. Лепилин (бухгалтер банка), Н.Н. Никитин (председатель правления), В.Н. Космовская (его жена) и я (жена губернского секретаря, старуха в салопе). Вспоминаем, как, выпрашивая 24 рубля 36 копеек, довела жену председателя до визга и истерики, а бухгалтер снял с ноги валенок и запустил в меня…
Такой успех творческого коллектива школы подкреплялся и в других жанрах. Певческими талантами отличались учителя В.Н. Космовская, М.А. Киселева, В.П. Шумилова, Н.Н. Никитин. В школьный хор, готовясь к смотрам художественной самодеятельности, которые проводились ежегодно, становились все, включая директоров – Нину Андреевну Куранову – и позже – Григория Степановича Степанова, завхозов Ивана Ильича Еделева, Людмилу Кузьминичну Ахлестину, лаборантку Надежду Александровну Веселкину. Мы ведь защищали честь школы! Водили хороводы, представляли вокал в разных составах (группа, квартет, дуэт). Мне довелось постоянно выступать с монологами юмористического характера, примерно такими, что сейчас звучат в телепередачах у артисток Воробей или Рожковой – это было мое амплуа. А учительница английского языка Нинель Васильевна Лукьянова читала стихи А. Барто, имитируя детский голос.
Успех учительской самодеятельности был такой, что как-то (не помню год) на праздник 8 Марта в ДК «Восход» для жителей города весь концерт давала наша школа. То есть мы могли заменить всю клубную самодеятельность.
На всю жизнь добрую память о себе оставили наши дорогие мужчины, настоящие служители Мельпомены – А.И. Оборин и В.В. Лепилин Андрей Иванович был уже не молод, а Владимир Васильевич тяжело заболел, им трудно было запоминать тексты – поэтому за кулисами стояли суфлеры-учителя. А Владимир Васильевич попросил меня (он не мог подвести школу!) найти такую сценку, в которой ему можно было пользоваться текстом, сидя за столом. Так была поставлена «Белая лилия», где он в роли директора дома отдыха начальственно восседал за столом, отбиваясь от наглой дамочки с ее требованиями. А вскоре Владимира Васильевича не стало…
В те далекие годы все учительские коллективы были активными участниками городских мероприятий, выступали на праздниках песни и труда и за городом, на лесной поляне, и в парке, возле пруда. Конечно, дух соперничества был постоянным, и его поддерживал общий творческий настрой во время репетиций и выступлений.

…и учениками

На высоте была и ученическая художественная самодеятельность. В городских смотрах наша школа не раз занимала первые места.
Городским смотрам художественной самодеятельности школ предшествовала большая подготовка. Круглый год систематически работали многочисленные кружки: хоровые, вокальные, драматические, танцевальные, которыми руководили учителя, помогали старшеклассники. В 60-е годы перед городскими смотрами проводились внутришкольные. Каждый класс должен был представить вокальный номер, танец и декламацию или инсценировку. Приказом директора назначалась комиссия из учителей, которая выбирала лучшие номера на городской смотр.
И смотры, и школьные вечера в старой деревянной школе проводили то в коридоре 2-го этажа, то в проходном классе 1-го этажа. В коридоре ставили подмостки, настилали доски, на проволоке подвешивали синий, в полоску, бархатный занавес, который двигался на кольцах. Это и была сцена для певцов и чтецов. А плясать приходилось на полу. Зрители приносили скамейки и усаживались дружно в этом «партере». Тогда существовало содружество учителей и учеников такое, что вспоминаешь о нем тепло и радостно. Трудно было из-за отсутствия музыкальных руководителей, не было учителей пения. Если не выручал дядя Леша, баянист Алексей Степанович Иванов из клуба «Восход», то аккомпанировали ученики Толя Журавлев, Володя Маркелов. В постановке картин из пьесы К. Симонова «Парень из нашего города» на школьном литературном вечере я играла роль вместе с Толей Лукьяновым, будущим учителем истории. Мария Александровна Киселева, работавшая тогда старшей пионервожатой, вспоминает с улыбкой, как аккомпанировала на мандолине танцорам на их репетициях. И еще помнится ей, как готовились к Новому году: «В пионерской комнате на стене Иван Прокопьевич Куприянов растягивал холст и рисовал новогоднюю картину. В перемены ребята подходили и просили разрешения тоже порисовать. Учитель разрешал. И какое это было удовольствие – сделать свои мазки краской! И никогда никто не испортил, не порвал полотна!».
В новом здании школы с конца 60-х годов появились большие возможности для развития творчества детей. Были у нас разные хоры: старшеклассников, пионерский и октябрятский. Руководили ими А.С. Иванов, учителя И.Н. Руссков, Н.М. Сорочинская, Н.Н. Никитин. Были вокальные группы юношей и девушек (старшие классы), девочек и мальчиков (средние и начальные классы). Позже возглавили подготовку к смотрам учителя В.П. Шумилова, Н.М. Деряков. Под руководством последнего приготовлен и проведен был замечательный фестиваль среди школьников «15 республик – 15 сестер», много номеров учительской самодеятельности.
Вокальное мастерство большинства певцов замечено было комиссиями. Оно, кстати, было разножанровым. Коля Тюгашов пел патриотические песни, Коля Трофимов – юмористический «Пожар», Саша Мельников и Юра Жуков – частушки, Тамара Чуранова – народные песни. А лирика звучала в пении Наташи Столяровой, Ирины Кривовой, Тани Сафоновой, Тани Генераловой, Саши Кочеткова, Олега Порохина, Тани Бочкаревой. Валера Леонтьев, Сережа Решнов, Сережа Синев пели под собственный аккомпанемент на гитарах. Многие из названных учащихся – настоящие творческие личности. Так, в 1980 году старшие классы школы пели песню «Осень», слова которой написала Таня Сафонова, а музыку сочинила Наташа Столярова:
Постучала в окошко осень,
И застыла зима у порога.
Постучала в окошко осень
И меня забрала с собою.
Девочки, вы помните, не забыли, как распевали эту песню в классах?
А наши ВИА 70-х, 80-х? Сначала учитель физкультуры Николай Васильевич Угневенко, любимый мальчишками учитель, собрал старшеклассников, а позже ребята занимались самостоятельно. В 70-е годы – Володя Игнатьев, Женя Мигунов, Саша Головешкин, Женя Андреев. В 80-е годы – Владик Аючатов, Сережа Грошев, Павел Корчагин, Саша Поляков. В другие годы в ансамбле школы играли Валера Зубрилин, Валера Еретнов, Володя Филин, Олег Шумилов. Бывало, давно кончились уроки второй смены, а они все репетируют в комнатке возле сцены или возле столовой – такие самозабвенные музыканты!
Наша школа была лидирующей в танцах. Дело в том, что Коля Аринин и Юра Жуков «зажигали» на сцене клуба «Восход» с малых лет, они прошли школу комбинатской художественной самодеятельности. С ними лихо отплясывала «Кадриль» и Тамара Фоминская. И, конечно, звездой танца называли Бениту Арбекову. Ей, «девочке совершенно замечательной», посвятила стихотворение наша выпускница Таня Калягина:
Танцевала девочка
танец заграничный,
А с плеча спускалась длинная коса.
Точные движения и костюм отличный,
В переливах шелка будто жемчуга.
Магии всей танца мы не понимали,
Школьники – подростки –
это детвора.
Но сидели тихо
мы в концертном зале.
И дрожала в танце дивная коса.
Бенита исполняла танцы народов мира, причем движения по книгам разучивала сама.
В 80-90-е годы столько новых имен появилось в искусстве танца в нашей второй школе! Наташа Васильева, Люда Орлова, Таня Пучкова, Оксана Тихонова, Таня Чекмарева, Марина Ярзаева, Наташа Башкирова, Лена Антонова, Света Булавинцева, Ирина Кулькова, Жанна Галямина, Люда Михеева, Света Стафеева и другие.
В требованиях, вернее программах, городских смотров художественной самодеятельности непременно содержались такие пункты, как массовость и разнообразие жанров. И тут наши «артисты» были неподражаемы в спортивных номерах, показывая на сцене пирамиды, акробатические этюды, упражнения с лентами, обручами. А цирковые номера! Саша Мельников бросал в зрительный зал гирю из пенопласта, окрашенную в черный цвет. Конечно, представляете эффект этого неожиданного броска! Все, кто видел «Комический бокс» в исполнении Володи Китаева и Кибячева, долго смеялись и бурно аплодировали. Этот номер придумала и подготовила Х.И. Спирина, учитель физкультуры.
На мне долгие годы лежала ответственность за подготовку декламаций и инсценировок. Чтецов было много. К сожалению, не смогу назвать их всех, выступавших с чтением стихов и прозы. Помню «звездочек»: Наташу Гаврилову, Веру Лесанову, Марину Алаеву, Таню Силаеву, Лену Войнову, Лену Востричкину, Марину Варенову, Сашу Кочеткова, Машу Николаеву, Алешу Прокопьева, Игоря Павлова, Ирину Павлову, Таню Теникову. Их репертуар представлял классическую литературу: отрывки из романа Л. Толстого «Анна Каренина», из романа М. Шолохова «Тихий Дон», из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», из поэмы М. Алигер «Зоя», из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», стихи М. Лермонтова, В. Маяковского, П. Хузангая, М. Джалиля. Победители городских конкурсов Марина Алаева и Лена Войнова дважды выступали на республиканских конкурсах в Чебоксарах.
Успехом у зрителей пользовались и часто получали высокие оценки жюри инсценировки, поставленные мной в разные годы: «Хирургия» — по А. Чехову в исполнении Толи Лукьянова и Коли Трофимова, «Бумбараш» — по А. Гайдару (главную роль исполнял Вова Кашин), сцена из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» (Люся Иванова и Таня Калягина), «Сын полка» — по В. Катаеву (Саша Козлов и Саша Юрчков), «В списках не значился» — по Б. Васильеву (Андрей Спиридонов и Игорь Кириллов), «Поэма о двадцати шести» С. Есенина (Алеша Куликов, Володя Рыбников, Сережа Финогенов, Володя Костин). За постановку картин из пьесы А. Островского «Женитьба Бальзаминова» мои артисты Лена Войнова, Сережа Фунтиков, Валя Маякова, Люда Анисимова (ныне Пилипенко) получили благодарность с занесением в личное дело от директора школы. И в моей трудовой книжке 25 марта 1971 года появилась запись с благодарностью, дорогая для меня эта благодарность.
В концертах тех времен редкими были выступления учащихся с чтением собственных произведений. Наша школа этим приятно отличалась: свои стихи читали со сцены Таня Калягина и Наташа Левчук. Их лирика уже в школьные годы находила место в газете «Вперёд».
Да, смотры художественной самодеятельности были не просто обязательными мероприятиями, они были интересными, волнующими всех событиями городской жизни. Они проводились в весенние каникулы, ими жила весной вся школа. Болели азартно, спорили горячо, стараясь убедить знакомых, родителей, друзей в том, что мы, из второй, лучше других. Как хочется, чтобы и сегодня звучали гордо слова: мы были, есть и будем лучшими!

 
Л. КОЧЕТКОВА.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий