Разговариваем и обучаем

Многие родители дошкольников обеспокоены неправильной речью своих малышей. Кто-то просто не может выговорить отдельные звуки, а у кого-то наблюдаются и проблемы серьезнее. Следует иметь в виду, что правильная, грамотная и выразительная речь взрослых — обязательное условие для развития речи детей, ведь они учатся путем подражания, поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка.
Не говорите слишком быстро! Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их. При быстрой, неразборчивой речи взрослого у детей возникают трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слов, в согласовании слов в предложении. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. Убедитесь, что вы говорите все слова четко, и малыш видит вашу артикуляцию. Тогда он сможет лучше всё понять и быстрее заговорить.
Важное значение имеет проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста — накапливание пассивного словаря. Проговаривайте вслух всё, что вы делаете: «Сейчас мы наденем сапожки, шапку, куртку и пойдём гулять»; «Я положу тарелку, ложку, и мы будем есть суп». Рассказывайте обо всём, но не говорите слишком много. Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймёте, когда надо говорить, а когда — слушать. Правильный баланс в этом очень важен!
Создавайте ситуации, в которых малыш должен выразить свое желание словесно. Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения, поэтому желательно использовать простые слова и короткие фразы. Например, давайте малышу простые указания или задавайте простые вопросы, такие, как «возьми машину», «принеси куклу», «где мячик?». Чем проще будут ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать вам.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение, и не торопится что-то исправлять в своей речи. Также следует отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок неосознанно, подражая родителям, искажает определенные звуки речи. Родители обычно уверены, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение, и не торопятся его исправлять.
Читайте ребенку не менее 15 минут каждый день. Выбирайте книги с яркими картинками и короткими текстами, задавайте вопросы по прочитанному. Радуйтесь, если малыш приносит вам книжку, и постарайтесь сразу прочитать ее, чтобы поддержать его интерес к литературе. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни и те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.
Ограничьте просмотр телевизора. Не используйте его в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь вашего малыша.
Для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания очень полезны музыкальные произведения и детские песни. Выбирайте те, которые можно сочетать с движениями. Так тренируется слухо-моторная координация. Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за вашими губами и мог повторять за вами слова.
О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Как можно чаще предлагайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания. Пусть он нанизывает крупные бусины, пуговицы. Не забывайте про пальчиковую гимнастику.
Если, несмотря на все ваши старания, проблемы остаются, необходимо своевременно обратиться за консультацией к специалисту.
О. Степанова,
учитель-логопед.

Автор записи: anna

Комментарии:

Добавить комментарий