Их наградой были аплодисменты

<---Сцена из спектакля драмкружка клуба «Восход» «Девицы-красавицы».
Второй слева – Геннадий Липатов.

 

Художественная самодеятельность в нашем городе зародилась в 1924 году. В небольшом поселке при железнодорожной станции Шумерля уже была комсомольская организация. Она стала инициатором ударного строительства клуба и организатором первого творческого коллектива самодеятельности – драматического кружка. К сожалению, не нашлось сведений ни о его руководителе (возможно, это был секретарь комсомольской организации), ни об участниках, ни о том, что драмкружковцы ставили. Можно предположить, что более-менее образованные молодые люди занимались агитационно-политическими представлениями, которым в то время уделялось большое внимание в культурно-просветительской работе. Ставить большие спектакли вряд ли были возможности, но участники кружка вполне могли разыгрывать отрывки из классических пьес. Во второй половине двадцатых годов открылся клуб в лесопромысловой артели «Труженик». Он, видимо, был просторнее, удобнее, и вся культмассовая работа сосредоточилась в нем. В клубе наверняка работал драмкружок, но об этом нигде ни слова.

Скупая, но все-таки информация, нашлась о работе драматического кружка клуба завода дубильных экстрактов, который был открыт в первой половине тридцатых годов в перестроенном жилом бараке. Он был назван, как и завод, – «Большевик». В одной из заметок в газете «Социалистический труд» от 5 апреля 1935 года сообщается: «При клубе завода создано крепкое ядро драмкружковцев. Их силами было поставлено 18 серьезных постановок, как-то: «Лес» Островского, «Страх» Афиногенова и ряд других. На 1935 год намечен обширный репертуар». Сообщается также: «При клубе работает драмкружок на чувашском языке». А что поставлено на чувашском, в заметке не указывается. Вместе с этим кружком называются работающие агитбригада, хоровой кружок и духовой оркестр.
Спектакли, которые с энтузиазмом ставили самодеятельные актеры в клубе «Большевик», несомненно, пользовались большим успехом у зрителей. Люди, редко видевшие кинофильмы, не знавшие профессионального театра, не говоря о телевидении и компьютерах, охотно ходили в клуб, с удовольствием смотрели на «своих артистов» и тепло поддерживали их игру шумными аплодисментами. А это, в свою очередь, радовало и вдохновляло драмкружковцев на дальнейшую работу. И не столь важно, на каком уровне воплощались ими литературные произведения в спектакли. Важно другое: в процессе работы участники кружка глубже познавали русскую классическую и лучшую советскую драматургию, пополняли свои знания и словарный запас, развивали речь, одним словом – обогащались культурой. Потом каждым спектаклем приобщали к культуре в то время малограмотных, а то и совсем безграмотных зрителей. Причем приобщали не только поселковых, но и зрителей некоторых сел, куда выезжали с постановками.
В конце тридцатых годов открылся клуб «Восход» деревообрабатывающего комбината. Это уже был настоящий очаг культуры: довольно просторная сцена, 420 мест в зрительном зале, библиотека, комнаты для работы кружков. (До этого мебельщики имели клуб барачного типа, в котором были драмкружок, духовой оркестр и хор). По отрывочным воспоминаниям участников художественной самодеятельности сороковых годов, драмкружок в «Восходе» (то ли во время войны, то ли после нее) организовала Зинаида Михайловна Рубцова и руководила им до приезда племянницы Ольги Дальской. Ольга Петровна стала в клубе художественным руководителем, возглавила коллектив драмкружка и сумела высоко поднять его престиж. Она явно была одаренной актрисой и обладала режиссерскими способностями. Несмотря на трудности с декорациями, нехватку реквизита – того, что помогает исполнителям ролей входить в образы и убедительно «жить» в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах, драмкружковцы успешно ставили многоактные спектакли. По воспоминаниям старожилов, их показ сопровождался бурными, вполне заслуженными аплодисментами зрительного зала.
Биография Дальской малоизвестна. По скудным сведениям, Ольга Петровна занималась художественной самодеятельностью в одной из воинских частей. В первый год войны под Москвой получила контузию, после лечения приехала в Шумерлю. Доподлинно известно то, что она связала свою судьбу с первым директором клуба «Восход» Борисом Колесниковым. После его возвращения с фронта играла с ним в спектаклях. В середине пятидесятых годов супруги уехали из города.
А когда драмкружок работал, зрители смотрели спектакли «Слуга двух господ» К. Гальдони, «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина, «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Гроза» А. Островского, «Каширская старина» Д. Аверкиева, «Светит да не греет» А. Островского, «Слава» В. Гусева, «Жили три товарища» Э. Ремарка, «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева, а также по пьесам других авторов. Исполнителями ролей были Николай Флоренцев, Клавдия Рукавишникова (Леонтьева), Николай Шереметьев, Роза Михайловская (Фадеева), Антонина Соколова (Буфатина), Мария Герасимова, Нина Тополева, Борис Сидоров, Зинаида Соколова, Владимир Лепилин, В. Иванов, П. Емелин и другие. Принимал участие большой любитель сцены, уже будучи не первый год пенсионером, Николай Васильевич Афанасьев. В одном из спектаклей играли ученицы школы № 2 Тамара Тарасова и Светлана Шустова. Тексты своих ролей самодеятельные актеры старались заучивать, но волнение во время показа спектакля давало о себе знать – реплики иной раз вылетали из головы. В таких случаях выручала суфлер Людмила Ивановна Дымова. Актеры были благодарны и Зинаиде Михайловне Рубцовой за костюмы.
Не менее творчески театральная самодеятельность клуба «Восход» начала работать в шестидесятых годах, когда организатором и руководителем драмкружка стал Геннадий Липатов. На его приглашение попробовать свои силы в актерском мастерстве

4. Драмкружок при Октябре

Участники театрального кружка клуба «Октябрь» (слева направо): Александр Коледов, 
Валентин Гаврилин, руководитель Михаил Демидов, Виктор Горелов, Владимир Обливанцев, Анна Адушева, Екатерина Ивановна Лаптенкова.

отозвались несколько молодых рабочих комбината и старшеклассниц подшефных школ № 2 и № 7. С ними Геннадий Николаевич поставил первый спектакль, в котором проявил хорошие знания театрального дела. Это была четырехактная комедия А. Симукова «Девицы-красавицы». Роли в ней исполняли Валентина Порфирьева, Валентина Болныгина, Нина Максимова, Людмила Кузнецова, Нина Кузьмина, Людмила Дерстуганова, Владимир Авдеев, Николай Малышев, Виктор Гусев, Василий Зубрилин, Александр Чубаров. В комедии играл и сам режиссер. Спектакль с художественной декорацией, с музыкальным оформлением талантливого музыканта Владимира Иванова, а главное – с живой, убедительной игрой самодеятельных актеров, был тепло принят зрителями.
Успех драмкружка привлек внимание молодежи. Он стал пополняться новыми участниками. В драме «Два цвета» Зака и Кузнецова актерские способности проявили Владимир Ляпнев, Михаил Шумилов, Дмитрий Миронов, Валентина Новикова, Сергей Трофимов, Михаил Качкаев. В драме «Северо-восточнее Берлина» С. Гансовского и в спектакле «Отважное сердце» Иды Эвальд, поставленном к 50-летию ВЛКСМ, успешно дебютировали Валентина Краснышева, Лилия Клячкина и Антонина Мельникова. Приток новых участников дал возможность режиссеру поставить драму «Иркутская история» А. Арбузова, в которой было занято более 30 человек.
Работая над спектаклем, Липатов, как и многие режиссеры, немало времени уделял индивидуальным занятиям с участниками, репетировал по эпизодам, добивался от каждого знания роли наизусть и осмысленного, с чувством и соответствующей интонацией произношения реплик. Участники старались выполнять требования и указания своего наставника, не роптали, если репетиции затягивались. Образы героев пьесы лепились обоюдно и воплощались в живые в нелегком и упорном труде. Спектакль иной раз готовился подолгу, зато, когда выпускался, мало чем отличался от профессионального. В числе таких был трехактный «Смертный приговор» (автор пьесы И. Соболев), в котором успешно справились со своими ролями супруги Валентина и Михаил Качкаевы. Коллективу драмкружка в 1969 году было присвоено звание народного театра.
Как и драмкружок, народный театр терял некоторых актеров: кто-то уезжал на учебу, кто-то обзаводился детьми и не мог оторваться от семьи, а кого-то удерживала работа. Но костяк коллектива оставался и пополнялся новыми желающими прикоснуться к театральному искусству. Режиссер всегда давал возможность новым участникам проявить себя в игре. В спектакле «Прощание в июне» (автор А. Вампилов) успешно исполняли роли Валерий Швецов, Наталия Халямина, Зинаида Ивушкина, Евгений Петров, Лидия Федотова, Геннадий Веселкин. Коллектив народного театра осуществил постановки: «Слушается дело о разводе» (комедия, автор В. Тэн), «Наташа» (пьеса А. Берестинского), «Июнь – начало лета» (автор Ю. Эдлис), «Моя теща» (комедия, автор Г. Хугаев), «С легким паром…» Э. Рязанова и Э. Брагинского, «Последние» М. Горького и другие. Спектакли в клубе труженики комбината смотрели по цехам. Впрочем, вход для всех был свободный.
Декорации для спектаклей оформляли художники Александр Чубаров, Геннадий Евграфов и Сергей Пыринов (Чубаров и Евгафов в некоторых спектаклях хорошо играли). Музыкальным оформлением сначала занимались аккордеонист Юрий Жуков, гитарист Дмитрий Миронов, электрогитарист Владимир Фомин, баянист Юрий Сазонов. Потом стали использовать музыкальные записи на магнитофоне, которые мастерски делал Александр Ефремов. Бутафорские предметы умело изготавливал Павел Еретнов. Электроосвещением занимался Александр Назаров.
Коллектив народного театра участвовал в республиканских конкурсах и смотрах театральной художественной самодеятельности. Спектакль «Наташа» в 1974 году показывался по Чувашскому телевидению, куда, разумеется, отбирали самые лучшие постановки. В 1979 году спектакль «Сохрани мою тайну» В. Собко участвовал в республиканском телевизионном смотре, в котором был одним из самых лучших. По итогам этих мероприятий режиссер Г.Н. Липатов стал трижды дипломантом. В газетных заметках и рецензиях на спектакли народного театра, как правило, отмечалась непринужденная игра Зинаиды Ивушкиной, Любови Матрениной, Татьяны Мулюкиной, Михаила Шумилова, Василия Зубрилина, Михаила Качкаева, Василия Халямина, Александра Фомина, Владимира Пялисова и некоторых других. Надо сказать, особенно выделялся игрой Владимир Ляпнев, который мог бы стать хорошим актером профессионального театра, не говоря о кино.
В канун 1960 года был открыт добротный клуб «Октябрь» машиностроительного завода. Комнаты для работы кружков и сцену быстро заняла художественная самодеятельность: музыканты, певцы, танцоры. Кружок самодеятельных актеров появился позже, его организовал автор этой статьи. Он был назван театральным, работал в 1965-66 годах. В нем занимались люди в возрасте от 16 до 65 лет. Среди них были приверженцы театрального искусства Яков Иванович Кисляков, Екатерина Ивановна Лаптенкова, Павел Федорович Макаров, Валентин Гаврилин, Валерий Киселев, Зинаида Долгова. Активно участвовали Александр Коледов, Дина Федярова, Анна Адушева, Владимир Обливанцев, Виктор Горелов. Не пропускали ни одной репетиции и творчески работали над образами своих героев старшеклассники Анатолий Самиуллин (после школы поступил в Горьковское театральное училище) и Наталия Кураева (Наташа к тому же хорошо играла на пианино, чем неоценимо помогала в постановке некоторых спектаклей).

3)

Народный театр. После спектакля «Наташа». На полу – Геннадий Герасимов и Юрий Строгов, на скамье (слева направо) – Лидия Федотова, Юрий Жуков, Валентина Шумилова, Василий Халямин. Стоят – Татьяна Аринина, Василий Зубрилин, Елена Войнова, Николай Аринин, Михаил Шумилов, Александр Фомин, Владимир Ляпнев, Татьяна Мулюкина, режиссер Г.Н. Липатов и художник Геннадий Евграфов.

Кружок начал работу с восстановления спектакля «Блудный сын» (автор пьесы Э. Раннет), ранее подготовленного и всего два раза показанного в РДК. В него надо было ввести новых исполнителей двух главных ролей. После довольно многих индивидуальных репетиций с Анной Адушевой и Александром Коледовым, а затем и общих, спектакль был поставлен. Зрители приняли его хорошо. В нем замечательно играли Яков Иванович Кисляков и Екатерина Ивановна Лаптенкова.
Самодеятельные актеры увлеченно принялись репетировать другой спектакль: по пьесе И. Назарова «Младшая сестра» (драма в трех действиях).

5

Сцена из спектакля театрального кружка клуба «Октябрь» «Младшая сестра». Слева направо: Екатерина Ивановна Лаптенкова, Валентин Гаврилин, лежит на диване Наташа Кураева, Павел Федорович Макаров.

Месяца через четыре он был готов. Его премьера увенчалась единодушными аплодисментами Н. Кураевой, П.Ф. Макарову, Е.И. Лаптенковой, В. Гаврилину и другим исполнителям ролей. Следующим многоактным спектаклем была комедия автора Д. Медведенко «Камень на дороге». В нем отличились П.Ф. Макаров, З. Долгова, В. Киселев и А. Самиуллин, игра которых была принята зрительным залом дружными аплодисментами.
Молодые актеры готовили интермедии, участвовали с ними в концертах. Особенно активным был Валерий Киселев, он читал стихи и был ведущим концертов. Дина Федярова была хористкой, прекрасно исполняла сольные номера и находила время для занятий в театральном кружке. Молодежь подготовила и показала машиностроителям водевиль венгерского драматурга «Так женился Копачи».

1. драмкружок конец 40-х годов

Сороковые годы. Участники драмкружка клуба 
«Восход» после спектакля.

Главные роли в нем с задором исполняли Д. Федярова и А. Коледов. Водевиль, как известно, без песен и легких танцев не бывает, вот тут и пригодилось умение Н. Кураевой играть на пианино. Потом под ее аккомпанемент был поставлен большой отрывок из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Декорации ко всем спектаклям готовил опытный художник Петр Ильдеров, шумовым оформлением занимались Иван Афанасьев и Анатолий Силантьев.
В заключение театральной темы несколько слов об успешной работе театрального кружка в школе № 1. Он существовал в середине шестидесятых годов. В нем активно занимались учащиеся старших классов Зинаида Шурыгина (впоследствии, работая учительницей, увлечется режиссурой с учениками в школе № 3), Сергей Китаев, Зинаида Алехина, Александр Фомин (потом будет играть в народном театре), Николай Чимров, Антонина Клячкина и некоторые другие. Незаменимой помощницей в постановке спектаклей была Светлана Никитина. Старшеклассники ставили одноактные спектакли, показывали их учащимся и родителям в своей школе и во Дворце пионеров. В целом их творчество оценивалось зрителями не ниже чем на «хорошо». А игра Зинаиды Шурыгиной, Александра Фомина и Сергея Китаева получала оценку «отлично».
Такова, в основном, была театральная жизнь в Шумерле в прошлом веке. Очень многих ее участников уже нет среди нас. Светлая им память. Они, люди самых разных профессий и разных возрастов, своим трудом на сцене давали зрителям не только отдых, но и нередко пищу для ума.
М. Демидов.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий