Дяде Ване, первому лодочному перевозчику, посвящается…

На этой фотографии, сделанной автором статьи, запечатлен Иван Яковлевич Захаркин, ветеран Великой Отечественной войны. На ней также видны поленницы дубового сырья, которое десятками тысяч кубометров доставляли по Суре для работы завода дубильных экстрактов, одного из старейших предприятий нашего города.
Иван Яковлевич родился 9 марта 1925 года в селе Озерки Пильнинского района Горьковской области, там же окончил начальную школу. Затем работал конюхом в колхозе. 
Весной 1943 года, достигнув совершеннолетия, ушел на фронт. Воевал в составе I Белорусского фронта, был несколько раз ранен, контужен. Награжден орденами и медалями Советского Союза, демобилизовался, как и мой отец, весной 1946 года. Оба впоследствии женились на сестрах Кошелевых — Марии и Анастасии.
Иван Яковлевич знаменит тем, что в далекие 50-е годы работал лодочником на переправе реки Суры, соединяющей Чувашию с соседней областью, а конкретно с близлежащими селами и деревнями: Наватами, Озерками, Лекаревкой, Языково и другими.
В то время по реке Суре ходили колесные пароходы под названием «Степан Халтурин», «Совет» и другие. Всю летнюю навигацию он со своим другом Иваном Антонычевым перевозил горьковчан к нам в Чувашию. Особый наплыв пассажиров был в выходные и праздничные дни.
Даже в сильную непогоду два Ивана были всегда на боевом посту. В народе про них шутливо говорили, что они Пата с Паташенком. Иван Яковлевич был ростом 195 см, а второй Иван не дотягивал даже до полутора метров, но слаженность в работе на лодочной переправе у них была удивительная. Сотни, а может быть, и тысячи жителей нашей Чувашии и соседней области помнят этих двух Иванов.
В шестидесятые годы появился деревянный паром, на котором начали перевозить не только людей, но и лошадиные подводы, и автомобили, где работали также два Ивана. Позднее появился железный паром, и эти два Ивана ушли в историю. А уже в наше время появилась современная понтонная переправа, но первые перевозчики сохранились в памяти многих людей до наших дней.
Иван Антонычев вернулся работать в свой колхоз, а Иван Захаркин стал работать заправщиком на специальной площадке. В это время на смену колесным пароходам, работавшим на дровяном топливе, пришли дизельные самоходки. А когда на смену им пришли современные суда, и потребность в их дозаправке отпала, Иван Яковлевич перешел на работу мотористом водокачки КАФ, где проработал до самой пенсии.
Умер И.Я. Захаркин в 1986 году, похоронен на новом кладбище.
В. Кондрашкин, житель Шумерли.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *