Шумерля, город мой, Суре ты брат родной…

Рождение, становление и развитие нашего города было тесно связано с работой Сурского эксплуатационного участка Волжского объединенного речного пароходства (г. Нижний Новгород). Если быть точнее – пристани «Шумерля», имевшей согласно речному реестру название «Дебаркадер № 94». Начальниками пристани в свое время были: П.К. Фирсов (1940 – 1957 гг.), Г.В. Кошелев (1957—1987 гг.), В.В.Гомза (1987—1990 гг.).
В то время за навигацию доставляли десятки тысяч кубометров дубового сырья для завода дубильных экстрактов из Марийской республики, с берегов Волги и Ветлуги. Директора Н.А. Мельник, И.С. Клочков, Ю.В. Козырчиков лично контролировали его поступление. Тысячи кубических метров с верховьев Суры плотами сплавляли древесину – в основном березу и хвою – в затон, расположенный у пристани. Эти плоты впоследствии разбирали, автокраном грузили на прицепы и отправляли в мебельный комбинат (ныне КАФ). Даже ценное красное дерево, доставленное из Африки, замачивали в близлежащем у реки Суры озере. Потом из него делали шпон, который шел на производство мебели.
Во время навигации в перевозке промышленных грузов по реке Суре были задействованы сотни судов, барж, площадок. В сороковых-пятидесятых годах это были колесные пароходы, работающие на деревянном топливе (чурках), — «Степан Халтурин» и «Совет». Во время войны колёсник «Совет» всю летнюю навигацию перевозил раненых из городов Рыбинск и Ярославль в город Горький (ныне Нижний Новгород). На этом пароходе до 1952 года работала кочегаром (или как тогда говорили «шуровщиком») моя родная тетя Мария Васильевна Кошелева.
В пятидесятые-шестидесятые годы на Суре появились баржи-самоходки типа «ВТ-9», «ВТ-18», «ВТ-1001». А для транспортировки барж и площадок так называемые «толкачи»: «Алатырь», «Пильна», «Ядрин». Для перевозки пассажиров по речному маршруту «Алатырь – Шумерля – Васильсурск» ходили суда под названиями «Байкал», «Альбатрос», «Пеликан».
В восьмидесятые годы на реке Суре появилось первое в СССР пассажирское судно на воздушной подушке – «Горьковчанин». Это было экспериментальное судно, и все доработки нижегородские инженеры водного транспорта выполняли прямо на рабочем месте, на реке Суре.
Затем были пассажирские суда «Заря», «Зарница». Они-то и заменили все тихоходные пассажирские плавсредства.
С полей Чувашии и соседних областей в город Горький на элеваторы по Суре везли рожь и пшеницу, а назад – муку. Весной, по большой воде, вместительными нефтетанкерами типа «Волгарь» завозили бензин, керосин на нефтебазы, расположенные на берегах реки. Работали также и соляные склады.
По осени сухогрузы отвозили из близлежащих деревень в города овощи: лук, свеклу, капусту, картофель.
Работа судоводителей велась до появления «шуги» — смеси снега с мелким льдом. Но часто бывало, что целые караваны, не успевшие вернуться до заморозков в загоны и скованные льдом, оставались прямо на месте, где их застала зима.
В семидесятых годах через нашу пристань проходил всесоюзный туристический маршрут для экстремалов-лодочников. Туристы из Украины, Белоруссии и многих областей РСФСР на вёсельных лодках от пристани Шумерля в течение шести суток по реке Суре спускались до города Ядрина.
Закат судоходства на реке Суре пришелся на девяностые годы, когда начались невыплаты заработной платы, «ваучеризация» по Чубайсу, деноминация денежной массы по Павлову, пошли систематические забастовки. Это всё коснулось и нашего города: «разморозили» химический завод, заодно с ним и весь поселок, развалили кирпичный завод. Перестали ходить по Суре пассажирские суда, отпала необходимость доставлять дубовое сырье с берегов Волги и Ветлуги. Сурскую пристань – это уникальное архитектурное сооружение – продали коммерсантам по цене дровяных отходов…
Вот так бесславно закончилась работа Сурского эксплуатационного участка Волжского объединенного речного пароходства.

В. Кондрашкин.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий