Людмила Лермонтова: «Жили одной большой семьей»

В 2016 году исполняется восемьдесят лет нашей «старушке третьей». Правда называть старушкой нынешнюю школу № 3, отвечающую всем современным требованиям образования, уже не получается. О подобном преображении школьники шестидесятых-восьмидесятых, пожалуй, не могли и мечтать…

Пределом совершенства для нас, школяров восьмидесятых, являлась соседняя школа № 1, где были и актовый зал, и столовая, и кабинетная система преподавания… С ребятами из «первой» мы поддерживали дружеские отношения, и все же время от времени приходилось отбивать свою «старушку» от их насмешек и колкостей. Право шутить над несовершенством своей школы мы оставляли только за собой. Это была наша школа! Пусть неказистая и самая маленькая в городе, но… такая домашняя. И учителя у нас были самые лучшие! Требовательные касательно школьных дисциплин и самые неравнодушные, окажись их ученик в сложной жизненной ситуации...
Армия бывших школяров «третьей» за ее восьмидесятилетнюю историю огромна. И каждому наверняка есть о чем и о ком рассказать. В юбилейный для города и для школы № 3 год газета приглашает выпускников возвратиться в своих воспоминаниях в далекие годы детства и юности. 
А открыть в газете новую рубрику «Мы из третьей!» редакция предложила Людмиле Ильиничне Лермонтовой. И совсем не случайно. Ее по праву можно считать старожилом школы № 3. Пятьдесят пять лет жизни Людмилы Ильиничны прошли в стенах этого учебного заведения. И говорить о школе, ставшей родной четырем поколениям ее семьи, она может долго и много. С искренней теплотой и любовью.
— Людмила Ильинична, Вы учились в третьей школе… Было бы интересно узнать об учителях тех лет и почувствовать атмосферу прошлого…
— Первый раз в первый класс пришла в 1948 году. Первой учительницей была Полина Сергеевна Коростелева. Это был обожаемый нами человек. Мы смотрели на свою учительницу влюбленными глазами, души в ней не чаяли. В то время Полина Сергеевна жила недалеко от школы, в одноэтажном деревянном бараке по ул. Жданова (ныне улица Маршала Жукова), и мы каждое утро бегали ее встречать, чтобы затем вместе идти на уроки.
В других классах тоже были хорошие учителя: Ольга Ивановна Федулова (помню ее стройной, молодой, красивой, в яркой блузе в белый горох с большим бантом), Анна Дмитриевна Угодина (яркая брюнетка с роскошной косой), Капитолина Александровна Окина, Елена Владимировна Макарова и др. Но для нас не было учительницы лучше нашей Полины Сергеевны.

Театр
С четвертого класса и каждый год сдавали выпускные экзамены. К ним готовились заранее и тщательно с конца третьей четверти. В весенние каникулы собирались группами и штудировали билеты. Тогда было легче – сдавали 4 экзамена по предметам только за один год. Наша Полина Сергеевна лежала в это время в роддоме. Мы сдавали экзамены другому учителю и каждый раз бежали к ней в больницу и докладывали о результатах. А перед этим ходили за черемухой в лес.
Полина Сергеевна имела средне специальное образование и стала учиться заочно. Нашему классу несказанно повезло – с пятого класса она стала нашим классным руководителем и вела сначала природоведение, затем – географию. К радости учеников все годы учебы в школе любимая учительница была рядом.
А уроки русского языка и литературы у нас вела завуч школы Анна Ивановна Арбузова. Она была строгая, боялись ее и ученики, и учителя. Анна Ивановна всегда по-деловому одевалась, имела красивый, звучный голос, четкую дикцию, говорила неторопливо. Все это создавало особую атмосферу на уроках, которые мне очень нравились. Именно она привила мне любовь к русскому языку. И именно ей я обязана тем, что стала учителем – Анна Ивановна посоветовала идти учиться в педучилище. А когда я училась в пединституте, у нас была такая же строгая и требовательная преподаватель русского языка, которая сразу же почувствовала заложенную базу и поинтересовалась, кто у меня был учителем в школе.
Уроки физкультуры вел обожаемый нами Григорий Никандрович Пономарев. В годы моей учебы спортзала в школе не было. Уроки физкультуры проводились во дворе, а в ненастную погоду – в коридоре. На первом этаже отгородили крошечный угол, где были установлены кольца, брусья, висел канат, стоял конь, стелили маты и делали гимнастические упражнения. Думаю, во многом благодаря педагогическому таланту Григория Никандровича все ребята любили физкультуру и добивались определенных спортивных успехов.
Учительница математики Дарья Никандровна Котлеева была уже в возрасте. Особых способностей к этому предмету у меня не было, но старалась учиться хорошо. Самые добрые воспоминания остались об Антонине Сергеевне Торотенковой, учителе химии. Биологию у нас вела Елена Дмитриевна Макарова, историю – Надежда Федоровна Тюрина. Физику преподавал сначала Алексей Кириллович Яружин, а затем в город приехала выпускница Ленинградского пединститута Анастасия Афанасьевна Хромина. И все перевернулось в школе. Она сразу стала кумиром всех. Молодая, в строгом деловом коричневом костюме в полоску, у нее была красивая коса и неподражаемая улыбка… Ее новый говор, неторопливая манера в разговоре, обращение с учениками завораживали всех. Мы, семиклассники, буквально смотрели ей в рот. И все ученики хотели, чтобы их учила именно А.А. Хромина.
Вспомнить всех учителей и рассказать обо всех в одном материале невозможно. До сей поры испытываю чувство глубочайшей признательности к ним за полученные знания и уроки жизни. Вообще школа была как второй дом. Она была маленькая, но такая уютная. И самые лучшие работники были в третьей школе. Начиная с директора Веры Алексеевны Евгеньевой и до техничек.

Скворечники
— А что еще отложилось в памяти из школьной поры?
— Школа была неполная или семилетняя. Никаких пристроев в то время не было, одно основное здание. Заходили тогда в школу через парадное крыльцо, сейчас оно только для учеников-инвалидов. Потом стали проходить через двор. В конце коридора на втором этаже было отгорожено место для буфета. Там продавали пирожки, булочки, конфеты, канцелярские принадлежности.
Классы тогда были большие – по сорок и более человек. В каждом классе стояли парты с открывающимися крышками. Писали мы сначала карандашом, потом переходили на чернила, с которыми было много мороки. Чернила носили в чернильницах-непроливайках. Шили специальные чехольчики для них, потому что хотя и «непроливайки», но частенько и учебники, и тетради могли попортиться чернилами в портфеле. В каждом классе к тому же стояли бутылочки с разведенными чернилами на случай, если в твоей чернильнице чернила кончались. Ручки были с перьями, которые различались по номерам. Буквы выводили тщательно, были специальные уроки по каллиграфии, на которых писали только буквы, оттачивая почерк. Учебники покупали сами, стоили они тогда копейки.
В школе было печное отопление, и технички жили при школе, поскольку им нужно было вставать в четыре утра, чтобы к восьми часам, к приходу учеников, протопить классы. Технички были очень добрые, они часто приглашали нас к себе и угощали чаем. Особенно приветливой была Васса Яковлева. Мы чувствовали доброе к себе отношение и звали ее только по имени.
Печи привносили своеобразный уют в нехитрый интерьер классов: они согревали и тела, и сердца, к ним можно было прислониться в перемену и погреться. Присутствие печей в классе приглушало деловую обстановку, делало ее более домашней, своеобразно влияло на отношение учителей и учеников.
Часто брали свет зимой. Как же нам нравилось, когда это случалось! Технички разносили по классам керосиновые лампы. Одну лампу – на весь класс. Лампа ставилась на учительский стол. Это очень нравилось ученикам, приглушенный свет делал обстановку в классе неформальной.
В первом классе нас приняли в октябрята, в четвертом – в пионеры. Для нас всех это было огромным событием: тебе повязали красный галстук, ты дал торжественное обещание… Домой летели как на крыльях, пальтишки нараспашку – хотелось, чтобы все видели красные галстуки.
Общедружинные сборы проходили в коридоре второго этажа. Старшей пионервожатой в то время была Валентина Григорьевна Тюрина. Классы-отряды выстраивались вдоль стен. Все в красных галстуках, парадной форме: девочки в белых фартуках, мальчики в белых рубашках. Валентина Григорьевна командует: «Дружина имени XXX комсомола! Смирно! Для проведения дружинного сбора внести знамя!». Знаменосец, горнист и барабанщик проходили вдоль всего коридора и вставали на свое место. После этого звучала команда: «Сдать рапорта!», и каждый председатель Совета отряда (носил на рукаве две красные полоски-различия) сдавал рапорт председателю дружины (три красные полоски на рукаве) о готовности к сбору. Затем рапорт сдавался старшей пионервожатой. На сборе отряды получали задание на весь год, работали по нему и в конце года рапортовали о выполнении. В конце был вынос знамени. После торжественной части обязательно был концерт. Помню, ставили табуретку, на нее взбирался самый лучший певец школы Витя Хаяркин и исполнял патриотические песни. А мы ему подпевали.
Летом отрабатывали практику на школьном огороде, он занимал большое пространство за школой до самых химзаводских домов. Сажали овощи, пололи их, поливали. За всем этим следили учителя Елена Дмитриевна Макарова и Антонина Сергеевна Торотенкова.
— Одно дело учиться, другое – работать в родной школе. Как Вам удалось преодолеть сложный барьер «учитель-ученик»?
— Когда шла устраиваться работать в свою школу, было очень страшно – учителей всех знаю, как буду работать? Однако встретили меня очень доброжелательно. Особенно Анна Дмитриевна Угодина, учитель начальных классов. Она как-то сразу взяла меня под свое крыло, стала моим наставником, всячески помогала и направляла в работе.
Не могу вспомнить какие-то конфликты с учениками – их не было. В большей степени потому, что перед глазами всегда были опытные коллеги, их любовь к детям, к работе и, конечно же, воспоминания о том, какие были взаимоотношения между учителями и учениками в мои школьные годы.
Учителя третьей школы всегда старались дать крепкие знания ученикам. Оставаться после уроков с отстающими ребятами – это было в порядке вещей, никто о личном времени даже и не вспоминал. А как много времени уделялась внеклассной работе! Самым ярким днем недели была суббота. Все собрания, мероприятия, конкурсы проводились именно в этот день.
Вообще мы жили одной большой семьей, одними интересами. Будь то художественная самодеятельность или конкурс технического творчества – участвовали все! А еще в то время проводились конкурсы социалистического соревнования между школами, и наша, казалось бы, с виду никудышная школа всегда добивалась призовых мест.
В 1972 году в школу пришла работать Зинаида Вадимовна Шурыгина. Она сразу показала себя яркой личностью, внесла свежую струю в жизнь школы. Да, она была строгой и требовательной, но багаж крепких знаний, которыми она одаривала своих учеников, того стоит. Самое главное, что ученики это ценят, и большинство из них поддерживает со своим учителем дружеские отношения. Двадцать лет существования созданного Зинаидой Вадимовной театра-миниатюр, который «гремел» в городе, уже говорит о многом! В стенах третьей школы З.В. Шурыгина стала учителем-методистом, получила звание «Заслуженный учитель России». В конце девяностых она перешла на работу в гимназию № 8. Было непросто расставаться с талантливым педагогом, но мы, коллеги, отнеслись с уважением и пониманием к ее решению – в гимназии по тем временам было больше возможности для самореализации.
А Надежда Федоровна Тюрина… Это вообще золотой человек! В 70-х годах ее уговорили стать организатором внеклассной работы, и она буквально жила в школе. Домой возвращалась через парк, а когда ей говорили о том, что это опасно, отшучивалась: «Никого не боюсь, потому что меня вся шпана знает!». И в этой шутке была львиная доля правды! Надежда Федоровна вела драмкружок, а среди ее артистов в основном были, так называемые, трудные подростки. И для этих ребят авторитет Н.Ф. Тюриной был непререкаем.
— А ведь Вы, как и Ваша первая учительница, а затем и классный руководитель П.С. Коростелева, прошли путь от учителя начальных классов до директора школы… Случайность или закономерность?
— Действительно я в какой-то степени повторила путь своего любимого учителя. Вообще, Полина Сергеевна сыграла большую роль в моей жизни. В 1967 году она приняла меня на работу в должности учителя русского языка и литературы, а в 1972 году рекомендовала на должность заместителя директора по учебной части.
Школа № 3 была хоть и маленькой, но имела весомый авторитет в городе. В том заслуга всего педагогического коллектива и, безусловно, его директора. Полина Сергеевна была демократичным руководителем – поддерживала все новое и сохраняла уже наработанный опыт. В коллективе было одинаково комфортно работать как учителям со стажем, так и вчерашним выпускникам вузов. Чувствовалось искреннее уважение друг к другу, взаимовыручка, отзывчивость.
Относительно хозяйственных заслуг административной деятельности П.С. Коростелевой я бы хотела отметить то, что школа в годы ее руководства «ушла» от печного к централизованному отоплению, появились первые пристрои – мастерская и библиотека.
Когда А.А. Хромину утверждали на пост директора в горкоме партии в 1973 году, секретарь горкома В.Г. Рябов просил ее сохранить стиль управления П.С. Коростелевой – демократичный стиль. Анастасия Афанасьевна стала достойной преемницей Полины Сергеевны. Это был настоящий директор! Никто никогда не был ею обижен, о каждом проявлялась забота – как об учителе, так и об ученике и техничке. Мудрая, сдержанная, спокойная, умеющая руководить коллективом педагогов и учеников. Выставки технического творчества под руководством А.А. Хроминой всегда приносили славу школе. Был создан ее сыном и мужем экзаменатор – прибор, который еще задолго до тестовых экзаменов функционировал в школе. Конкурсы художественной самодеятельности всегда сопровождались какой-либо технической новинкой. Школа была радиофицирована, радиоузел – это тоже заслуга А.А. Хроминой.
Так сложилось, что в 1988 году, после ухода Анастасии Афанасьевны на пенсию, коллектив вынес решение о моем назначении директором школы № 3. В этой должности работала до 1997 года. При А.А. Хроминой школа несколько «выросла» – был построен спортивный зал, но этого было крайне недостаточно. Третья школа «квартировала» то в детском саду, то в вечерней школе. Вставал вопрос о строительстве новой школы. Однако реализовать задуманное в сложные 90-е годы было невозможно. О каком строительстве могла идти речь, когда не хватала элементарного – к примеру, мебели?! Детям в то время не на чем было сидеть, стулья приносили из дома.
Очень благодарна Людмиле Васильевне Григорьевой, которая тогда возглавляла отдел образования городской администрации и оказывала реальную помощь в решении ряда хозяйственных вопросов. Совместными усилиями администрации города и школы сменили электропроводку, оконные рамы, перекрыли крышу, а самое главное – была доведена до ума проектная документация на пристрой школы № 3. В 2004 году было закончено строительство нового пристроя к школе. Третья школа наконец-то приобрела современный облик. Немало сил и времени на то, чтобы желаемое стало действительным, потратил нынешний директор Сергей Валерьевич Яргунин.
— Людмила Ильинична, а сейчас Вы по крупицам собираете и бережно храните историю родной школы…
— В каждой школе должен быть музей — такая установка была дана Министерством образования Чувашии в 2004 году. Руководство школы предложило мне начать работу по сбору материалов, касающихся истории школы. Я согласилась, поскольку мне это было интересно самой. Сразу же почувствовала огромную поддержку со стороны коллег и бывших учеников, которые во время встреч выпускников всегда с удовольствием посещают музей школы, в стенах которого хранится частичка и их жизни.
Первый кирпич здания школы № 3 был заложен в апреле 1936 года. Директором был Михаил Ксенофонтович Сырцов. Хотелось бы привести слова из его воспоминаний: «Строили мы школу хозяйственнным способом. Работали дружно, многое делали вручную. Прорабом были Шереметьев Михаил Иванович, начальником строительства – Введенский Ариан Константинович. Много было забот и хлопот, даже по старому обычаю в фундамент заложили серебряную монету. День открытия школы – 8 октября — был настоящим праздником. Школа просторная, светлая, такая гостеприимная, приняла в этот день своих питомцев – учащихся 1-7 классов. Всего было 750 человек».
В школьном музее также хранятся воспоминания завуча школы Арсения Никифоровича Никифорова. Выдержки из его воспоминаний: «Коллектив учителей был замечательный. Навсегда останется в памяти биолог Кудряшов. Многие учителя-мужчины: географ Дмитрий Ефремович Чекулаев, математик Александр Ильич Куприянов и др. в годы Великой Отечественной войны погибли на фронте, защищая своих учащихся, детей, жен, матерей». Сама школа в годы войны приютила в своих стенах воинскую летную часть из Орши. На самолетах, сделанных в цехах мебельного комбината, молодые летчики улетали на фронт. Документы, оставшиеся в школе, были уничтожены, поэтому трудно восстановить историю школы 30-40 годов. В 1953 году приказом № 114 от 1 ноября 1953 года семилетнюю школу № 3 реорганизовали в среднюю. Первым директором средней школы был Владимир Николаевич Багров. Его сменила Евгения Филипповна Столярова, а ее – Николай Васильевич Васильев. С 1961 года школой руководила П.С. Коростелева. Первый выпуск десятиклассников в 26 человек был в 1956 году.
Беседовала М. ПОРФИРЬЕВА.

Сергей Яргунин, директор школы № 3:
«Сегодня школа № 3 – это современные классы, компьютеры и ноутбуки, интерактивные доски и мультимедийные устройства. Но, прежде всего школа – это дети, учителя и родители. Она живет горением детских и учительских сердец. Педагогический коллектив школы продолжает традиции, заложенные учителями старшего поколения.
Мне кажется, что самое главное в нашей школе – её душа. Тот дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. Пройдет еще много лет, а школа все равно будет оставаться молодой, потому что эти стены наполнятся новыми звонкими голосами. У школьного духа нет возраста. Ему всегда десять или одиннадцать лет – ровно столько, сколько от первого до последнего школьного звонка проходят свой путь ученики».

От редакции: Выпускники школы № 3! Вспоминайте истории из школьной жизни на страницах газеты и сопровождайте их старыми фотографиями, пишите о своих одноклассниках и любимых учителях.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий