Немного из истории шумерлинского Присурья

Датой рождения нашего города принято считать год 1916-й, когда «был пущен в эксплуатацию вокзал и все пристан­ционные службы». Во многих статьях и публикациях о прошлом шумерлинского Присурья утверждается мнение, что до начала строительства железной дороги здесь были «девственные», «непроходимые леса», что здесь была «глухомань» и так далее.
Только вот, пожалуй, на­прасно мы подчеркиваем, что наш «дремучий край был разбужен строительством железной дороги Арзамас — Шихраны». Не таким уж темным был этот уголок. Это подтверждают документальные публикации и архивные источники.
Еще более трех столетий назад, в 1701 году, на берегах Суры началось промышленное использование чувашских дубрав. По сути, это были государственные лесопоставки, которые велись в течение чуть более полутора столетий – до конца 50-х годов XIX века. (см. статью «Заповедная дубрава» в газете «Вперед» от 28 июля 2014 г.).
По реке Суре ходили суда, сплавляли сельскохозяйственные продукты, в основном зерно, а также лес.
В начале 1890-х годов напротив деревни Шумерли появилась оживленная пристань «Бобер», предназначенная для отправки за границу клепки из дуба. Здесь иностранные фирмы, а позже и местные предприимчивые крестьяне, построили склады для лесопродукции. И растянулась пристань вдоль Суры чуть ли не одну версту. Она находилась между устьем Красной речки и водозабором.
Ранее, к середине 80-х годов, в пределах Курмышского уезда по Суре уже располагались несколько специальных лесных пристаней – Шиловская, Языковская, Жуковская и Курмышская, на которые свозились лесные материалы, идущие на дальние рынки: в низовые города Саратов и Астрахань.
Начиная с 1890-х годов в лесах шумерлинского Присурья заготовкой и закупкой экспортной клепки занимались французские фирмы Перрена, Жан Шевалье, Мориса Буве, а также немецкие – «Берлинер комптойр» Немеца и «Миклич и Шпиндлер». Главным покупателем и скупщиком на Суре был Франц Иосифович Миклич. Это он устроил пристань «Бобер», будучи на службе у Немеца. Ежегодно Миклич заготавливал и отправлял «до 2,5 миллионов штук всякой французской, английской и немецкой клепки», где можно видеть более 130 сортов разной пиленой и колотой клепки». Этого было достаточно для изготовления 100 тыс. дубовых бочек разных размеров, если учесть, что для изготовления одной бочки требовалось 24 клепчины. Живы еще старожилы Шумерли и района, которые помнят рассказы отцов и дедов о Микличе.
Кроме того, разработкой клепки занимались жители Алгашей: Воинов, Кочетков, Корягин, жители Чувашских Алгашей (Чегаков), они отправляли клепку по Суре, а затем по Волге в Астрахань или же продавали заграничным фирмам. Известно, что среди местных предпринимателей были крестьяне из Кумашек и Бреняш.
Примечательно, что к середине первого десятилетия 1900-х годов (точную дату установить не удалось) лесопромышленник Корягин построил близ села Языково первую в шумерлинском Присурье лесопилку. Здесь он распиливал исключительно липовую доску, которую сплавлял в поволжские города Саратов, Царицын и Астрахань.
Говоря о начальном периоде разработки лесов, надо добавить следующее. После передачи в 1863 году бывшей Большесурской рощи Казанской палате государственных имуществ в 1865 году на этой территории было создано Сурское лесничество, общая площадь которого составляла 62,2 тыс. десятин. В следующем году здесь начались сплошные лесосечные рубки.
Первоначально действительная потребность в лесе оказалась значительно ниже ожидаемой. За первое пятилетие рубок (1866—1870 гг.) они составляли лишь половину назначенных в рубку насаждений. Причина этого была очевидна. В крае не было лесопромышленных заведений, и главными покупателями леса были крестьяне окружных деревень. Лишь в небольшом количестве лес использовался лесопромышленниками для сплава в понизовые Поволжские города.
В 70-е годы заготовка дубовой клепки приняла промышленный характер. Особенно повысился спрос на клепку с увеличением добычи не­фти, когда для транспортировки керосина в больших масшта­бах использовались бочки.
Резко повысились цены на дрова: развивающиеся пароходство на Волге и промышленность в пределах средневолжских губерний в целом потребовали их в огромном количестве в качестве топлива. На лесоразработках было занято значительное число работников. Так, в 1877 г. только в Атаевской и Алгашинской волостях Курмышского уезда (куда входили селения современного Шумерлинского района) «разработкой и торгов­лей бочарного леса, мочала и дров» занимались до 1 тыс. че­ловек.
В этих условиях объем рубок достиг в 1878—1881 годы 75 % ежегодной нормы пользования (годичной лесосеки), а в 1881—1884 годы она уже использовалась полностью.
А что представлял из себя лес ко времени строительства железной дороги? Место под строительство ст. Шумерля было выбрано на стыке кварталов № 92 и № 93 Шумерлинского лесничества. Коренные леса – дубравы – здесь уже были вырублены в первый период сплошных рубок, во второй половине 1860-х – в начале 1870-х годов, и их заменили производные – березняки 40-50 лет с единичными деревьями дуба, сосны и ели. В кв. 92 был даже небольшой участок под сельскохозяйственное пользование – служебный земельный надел лесника Шумерлинского лесничества (огород и сенокос на площади 3,1 дес. (1 дес. = 1,09 га). Были здесь и рукотворные леса: посадки сосны 1907—1912 годов площадью 21,25 десятин в кв. 92 и даже возраста 40-50 лет на площади 1 дес. в кв. 93. Через лес шла грунтовая дорога, соединяющая Ядрин и Порецкое. Она проходила через дер. Шумерлю на село Алгаши с ответвлением на деревни Торханы и Мыслец.
Так можем ли мы утверждать после вышеизложенного, что здесь были девственные леса? Конечно же, нет! До основания города в течение более трех веков в лесах шумерлинского Присурья кипела жизнь. И поэтому говорить о наличии в начале XX века на территории современного города нетронутых хозяйственной деятельностью лесов неуместно.
Н. КОНДРАТЬЕВ.

При подготовке статьи использованы источники из публикаций историков В.Д. Дмитриева и В.П. Рожнова, статьи ученых-лесоводов Н. Тидемана и Гузовского в «Лесном журнале» за 1874 и 1908 годы, документы из фондов Государственного исторического архива Чувашии и архива современной истории Чувашии.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *