Как избежать задержки речевого развития?

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера. К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена недостаточностью сенсомоторной сферы или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной.
Работа учителя-логопеда приобретает особую значимость, если ребенок, поступивший в школу, не овладел правильным звукопроизношением, недостаточно развиты фонематический слух, слоговая структура речи.
В Центре детского творчества занимаются дети дошкольного и школьного возраста, имеющие нарушения устной и письменной речи. Важное место в работе учителя-логопеда отводится индивидуальным занятиям, основная цель которых состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, в установлении эмоционального контакта с ребенком, активизации контроля за качеством звучащей речи.
Эффективной формой работы являются также и подгрупповые занятия. Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.
В Центре детского творчества могут получить квалифицированную помощь и родители, как в ходе встреч в «Родительской гостиной», так и при индивидуальном консультировании.
Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к учителю-логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Н. Сергеева, учитель-логопед ЦДТ.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий