От рождения до смерти: всё записано в загсе

Каждый из нас на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с необходимостью посещения органов ЗАГС. Функции работников органов ЗАГС довольно обширны и включают регистрацию семи видов актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, усыновления и установления отцовства, расторжения брака, смерти и перемены имени граждан. Результатом этой деятельности является признание и фиксация со стороны государства таких юридически значимых фактов как: родственные и семейные отношения, установление происхождения человека, реализация гражданином права на имя и т.д. 

Сегодня на наиболее актуальные вопросы читателей отвечает заместитель начальника Управления Минюста России по Чувашской Республике О.Н. Никонова.

Вопрос: Может ли один из вступающих в брак подать заявление на регистрацию брака?
Ответ: По закону основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. Однако Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» допускают вариант, когда один из будущих супругов не может лично явиться в орган ЗАГС (или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) для подачи совместного заявления. В этом случае волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого лица на заявлении должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг.
К нотариальному удостоверению подписи на заявлении о заключении брака приравнивается также удостоверение начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подписи подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.
Что касается государственной регистрации заключения брака, то обращаем внимание, что она производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории России по выбору самих лиц, вступающих в брак, конечно при условии наличия всех необходимых документов.
Вопрос: Требуется ли справка о состоянии здоровья при вступлении в брак?
Ответ: Согласно семейному законодательству медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи проводятся медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту их жительства бесплатно и только с согласия лиц, вступающих в брак. Результаты обследования будущего супруга составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласия самого обследуемого.
Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последнее вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным
Вопрос: Как быть, если при подаче заявления невеста пожелала оставить свою девичью фамилию, а после свадьбы решила взять фамилию мужа?
Ответ: В данном случае можно произвести перемену фамилии. Право лица на перемену имени (включая фамилию, собственно имя и (или) отчество) закреплено статьей 19 Гражданского кодекса РФ и статьей 58 Федерального закона «Об актах гражданского состояния». Перемена имени подлежит государственной регистрации в органах ЗАГС с выдачей соответствующего свидетельства.
При желании переменить фамилию на фамилию мужа женщине необходимо обратиться лично с заявлением в орган ЗАГС по месту жительства или по месту государственной регистрации рождения. Одновременно с подачей такого заявления необходимо будет предоставить свидетельства о рождении, о заключении брака и о рождении каждого из детей заявителя, не достигших совершеннолетия (при наличии детей).
За государственную регистрацию перемены имени, включая выдачу свидетельства, уплачивается государственная пошлина в размере 1600 рублей. Заявление о перемене имени должно быть рассмотрено органом ЗАГС в месячный срок. При наличии уважительных причин указанный срок может быть увеличен не более чем на два месяца.
Обращаю внимание, что получение свидетельства о перемене имени влечет за собой необходимость замены паспорта и других документов гражданина.
Вопрос: Какие предусмотрены особенности в случае свадьбы с иностранцем?
Ответ: По смыслу статьи 156 Семейного кодекса РФ регистрация заключения брака с гражданином иностранного государства или лица без гражданства по общему правилу может производится любым органом ЗАГС на всей территории России по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако в таком случае следует иметь в виду, что не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Поэтому наряду с заявлением о вступлении в брак иностранный гражданин должен представить справку об отсутствии препятствий для заключения брака (так называемая «справка о брачной правоспособности») или свидетельство о гражданском состоянии, выданное компетентным органом иностранного государства.
В случае, если регистрацию брака планируется провести за рубежом, то российскому гражданину также потребуется получить справку о брачной правоспособности в органах ЗАГС России. В случае личного обращения такой документ выдается в день обращения. Также можно получить данный документ, направив соответствующий запрос посредством почтовой связи либо в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг или же через многофункциональный центр.
Также хотелось бы обратить внимание: если ваш брак зарегистрирован на территории другого государства, то для придания ему юридической силы на территории России необходимо пройти процедуру его легализации (либо консульскую легализацию, либо проставление апостиля в зависимости от страны, где произведена регистрация брака), а также перевести его на государственный язык (русский). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.
Вопрос: Можно ли торжественно отметить в отделе ЗАГС свадебные юбилеи?
Ответ: Отделы ЗАГС могут организовать торжественное чествование юбиляров семейной жизни. Для этого необходимо обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства и представить информацию об истории знакомства, о совместно пройденном пути. В случае возможности провести такой ритуал работники ЗАГС подготовят индивидуальную программу торжественного чествования. Церемония проводится бесплатно.
Кроме того, в отделе ЗАГС можно провести торжественную регистрацию новорожденного.
Вопрос: Может ли орган ЗАГС выдать гражданину копию записи акта гражданского состояния?
Ответ: Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» установлен исчерпывающий перечень документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих выдаче гражданам. Такими документами являются: свидетельства, повторные свидетельства и справки о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы которых установлены Правительством Российской Федерации. Законом не предусмотрена выдача гражданам копий записей актов гражданского состояния.
Но можно получить повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния в случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, в том числе ветхости бланка свидетельства, нечитаемости текста и (или) печати органа записи актов гражданского состояния, ламинирования.
Получить его могут не все желающие лица, а лишь само лицо, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния, родственник или другое заинтересованное лицо — в случае смерти лица, родители (лица, их заменяющие) или представители органа опеки и попечительства — в отношении несовершеннолетних лиц, опекуны недееспособных лиц и представители, действующие по нотариально удостоверенной доверенности.
Повторное свидетельство не выдается родителям (одному из родителей) ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав или ограничены в родительских правах (свидетельство о рождении ребенка), лицам, расторгнувшим брак, и лицам, брак которых признан недействительным (свидетельство о заключении брака).
Для получения повторного свидетельства следует обращаться с письменным запросом в орган ЗАГС, оплатив государственную пошлину в размере 350 рублей. Запрос можно подать как лично в орган ЗАГС (в таком случае документ выдается в день обращения), так и посредством почтовой связи либо в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг или же через МФЦ.
Вопрос: Как жителю России получить свидетельство о рождении, выданное иностранным государством?
Ответ: Для таких случаев в России предусмотрена государственная услуга по истребованию личных документов с территории иностранных государств. Для получения документа о регистрации акта гражданского состояния из-за рубежа гражданину необходимо обратиться в любой орган ЗАГС, где следует оформить специальную форму запроса (анкеты). При этом необходимо оплатить государственную пошлину за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния — 350 рублей (или 200 рублей — за выдачу справок из архивов органов записи актов гражданского состояния и иных уполномоченных органов).
После оплаты гражданином-заявителем государственной пошлины и заполнения в органе ЗАГС соответствующего заявления об истребовании документа с территории иностранного государства сотрудники органа ЗАГС формируют соответствующий пакет документов в дополнение к заявлению гражданина и направляют его в компетентный орган иностранного государства для исполнения.
При поступлении с территории иностранного государства запрашиваемого документа в орган ЗАГС, гражданин будет уведомлен и лично приглашен для его получения.
Вопрос: Как обстоят дела с регистрацией актов гражданского состояния дистанционно?
Ответ: Чтобы получить услуги по регистрации актов гражданского состояния в электронном виде, необходимо зарегистрироваться на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
В настоящий момент в сфере ЗАГС для граждан в электронном виде доступны следующие услуги: регистрация рождения, регистрация заключения брака, регистрация расторжения брака, регистрация смерти, выдача повторного документа о государственной регистрации рождения.
Для получения конкретной государственной услуги заявитель должен заполнить заявление на предоставление соответствующего вида электронной услуги, указать свой личный адрес электронной почты для получения информационных сообщений о ходе предоставления услуги.
Направив электронное заявление в любой отдел ЗАГС республики, можно отследить результат его рассмотрения в «личном кабинете» через опцию «Мои заявки».
При этом выдача гражданину гербового свидетельства о регистрации акта гражданского состояния производится в отделе ЗАГС при его личном обращении в выбранное заявителем время и при предъявлении подлинников всех необходимых документов.
Хочу отметить, что на портале государственных услуг Чувашской Республики (http://gosuslugi.cap.ru) опубликована информация о государственных услугах, предоставляемых органами государственной власти, государственными учреждениями, ведомствами и органами местного самоуправления Чувашской Республики, которая носит справочный характер, ознакомиться с порядком информирования, а при необходимости — обжалования действий (бездействий) должностных лиц.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *