К неблагополучным семьям — особый подход

В настоящее время неблагополучные семьи составляют острую социально-педагогическую проблему. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90 % детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию.
Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо обществу. Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества. 
Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях — об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье — напряженная атмосфера, между родителями — постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.
Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей и устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.
К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.
Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.
В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной.
Обследование семей в нашем детском саду показало, что 50 % трудных детей — это дети из неполных семей. Работа с неблагополучными семьями в дошкольном учреждении должна вестись на всех уровнях, при взаимодействии всех сотрудников, поэтапно и постоянно. Работа начинается с выявления семей группы риска, трудных детей, эту работу проводят воспитатели и специалисты, т.е. те сотрудники, которые работают непосредственно с детьми.
Воспитатели посещают семьи, знакомятся с родителями воспитанников, проводят анкетирование родителей, наблюдают за поведением детей. Таким образом, выявляется круг неблагополучных семей. Определив неблагополучные семьи, воспитатели и специалисты дошкольного учреждения проводят социально-педагогическое обследование семей с целью выявления причины проблем в семье и для разработки индивидуальных планов работы по каждой семье, т.к. не существует единого пути решения проблем, возникающих в семьях воспитанников.
Далее воспитатели, специалисты, администрация организуют всю необходимую работу с семьями: проводят консультации, собеседования с родителями, наблюдение за семьями. Родителей приглашают на мероприятия, проводимые в садике, проводят лекции, организуют семинары, консультации, тематические родительские собрания. Родителям подбирают и выдают памятки, буклеты, рекомендации по воспитанию детей, проводятся ярмарки милосердия.
Не со всеми проблемами детский сад может справиться самостоятельно, особенно с таким тяжелым недугом как алкоголизм, поэтому детский сад сотрудничает с органами опеки и попечительства, органами социальной защиты, подразделением по делам несовершеннолетних.
Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.
Т. Швецова, педагог-психолог д/с № 18.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий