Дедушкин урок

Спрашивайте, мальчики, спрашивайте.
А вы, люди, ничего не приукрашивайте, 
А вы, люди, расскажите почему…
(Из песни 60-х годов)

Есть у меня дед. Не любит он говорить о своих делах, о годах. Отбивается лишь тем, что на этом свете уж давненько, и потому на его причуды можно не обижаться. А такой вездесущий, приставучий. Всё ему надо, до всего у него дело. Вдобавок еще насмешник такой! Порой и не знаешь, правду он говорит или подвох какой. Чудной, одним словом.
Хочет, чтобы я научился по вкусу ветки определять породу дерева, а по запаху – траву. Возит меня по родникам, заставляет определять их мощность, температуру… И мечтает, что люди наконец-то осознают необходимость их благоустройства. Одному из родников – самому быстрому – мы даже название придумали: «Шутово».

Не раз дед загонял меня на вышку – «за адреналином». И попутно осматривать город с высоты птичьего полета. Страшновато было, но интересно. Город как на ладони. Хорошо видна даже Языковская церковь. Любовались мы Шумерлей и с языковской горы. Красотища-то какая! Повезло же нашему городу с местом.
Вокзал – особое место города. Хотя с вышки его почти не видно. Он всегда в какой-то пыльно-дымной пелене…
Смутно помню, как меня тянуло на вокзальную стройку. Кругом ямы большие, горы земли, громыхающая техника… А я не мигаючи наблюдал за ее работой. Сейчас уже и представить трудно, что здесь было до газонов, светильников и мрамора. А наш паровоз стал уже достопримечательностью города. И тут мой «неугомонный гид» позвал меня забраться на паровоз, чтобы наглядно посмотреть, что тут и как работало, и как нынче живется паровозу на его «запасном пути». А в это время мимо нас проходил человек, видно тоже из «шутливых», и попросил нас подвезти его до Нават. А дед ему как бы нехотя: «Завтра приходи. В это же время. Нам сейчас в Алгаши. А покуда посторонись – разворачиваться будем!» И тут же ему вдогонку: «А что, свой-то жалеете аль в Суре утопили?»
Человек за словом в карман не полез: «Да не в Суре, а в Пичерке. Чей же ты такой непонятливый?! Раньше на том паровозе хворост возили, а тут газ пришел… Не стоять же ему без дела, вот и наняли медянские возить их на это непутное болото по ночам луну ловить. Насядутся на него кто с граблями, кто с вожжами, кто с приволокой… Ночь-то была темная, вот и утопили… А луна так и плещется, особенно в лунную ночь. Вот и приходится теперь наватским голосовать, паровозы-попутки искать…».
На том и простились.
А потом, уже на полном серьезе, дед показал мне круглое строение, схожее с Останкинской телебашней: «Шутки в сторону! Шляпы долой!» Перед нами была ровесница города – водонапорная башня. Именно она «поила» паровозы больше 40 лет, может, даже и этот. Шумерлинская достопримечательность. И до сих пор башня в строю – обеспечивает водой все пристанционные строения и даже несколько домов. А вода была очень нужна не только паровозам, но и предприятиям: «Труженику», древошерстному заводу, хлебозаводу.
Тут дед «перекроил» давнюю песню о водовозе: «Паровозы без воды ни туды и ни сюды!». А я в «ровеснице» что-то засомневался – уж больно она чистенькая для своих 100 лет! Видя мое смущение, дед показал мне на «бумаги»: «Не веришь? Вот тебе метрика на «юбиляршу». Здесь расписано всё, что находится на станции Шумерля. А ровесники у города есть еще. Поехали, посмотрим!»
Едем к мосту через Паланку. По пути вполуха слушаю рассказы деда о поселке Шутово, оборонительном рубеже, бомбежке сурского моста, лашманах. Еще об арбузах на Тарских песках, монахе в кумашкинских лесах. О барятинских «пиратах», сурских бурлаках, шпионах и дизертирах… Дед уверял, что были и такие.
Вот мы и у моста через речку. Она раньше называлась Мыслец (так на карте). Недалеко от него со стороны города какое-то строение. Пробиться к нему удалось только через заросли крапивы. Здание добротное, кирпичное. Правда, двери и окна выбиты. Внутри – глубоченная яма, которую дед назвал шахтой. И продолжил познавательный для меня рассказ:
— Вот, Паша, смотри – здесь была водокачка. Она подавала воду до той красивой башни на станции по третьему ровеснику города – чугунному трубопроводу, проложенному в земле. Показать его могу только на чертеже.
Весь этот, как сейчас говорят, комплекс был построен пленными австрийцами аж в 1916 году. Насосы работали от нефтяных двигателей. Водокачка «трудилась» до последних паровозиков леспромхоза – «кукушек». Говорят, что это хозяйство обслуживал Борис Шарганов. Жил он здесь же, рядом. (Вот бы найти его родственников?!)
На лугах напротив после войны были свалены самые настоящие танки, пушки… Мальчишки здесь играли в войну. Находили боеприпасы. Были, конечно, и несчастные случаи…
Вот это место – бывшей водокачки – называлось «дамбой». Сюда весь город ходил купаться. А весной сюда заплывали огромные щуки. Правда нет ли, но говорят на них охотились с ружьями. Потом на этих лугах построили поселок из щитовых домов. Там были магазин-столовая и даже детский сад. Здесь жили рабочие из строительно-монтажного поезда, который строил вторые пути железной дороги. Второй путь был очень нужен для увеличения пропускной способности участка «Арзамас – Канаш».
А потом… Потом на смену паровозам пришли тепловозы. 30 июня 1987 года на участке «Сергач – Канаш» прошел первый электровоз ВЛ-60.
Вот мы опять на вокзале. Так и тянет нас сюда. И на башню-юбиляршу я теперь гляжу другими глазами! Сколько же повидала она на своем веку?! Ведь ни один поезд не проходил мимо нее. Можно сказать, что она была свидетелем всех событий в стране и городе.
И тут дед предложил мне почти невозможное – вернуться мысленно в прошлое, почувствовать дух того паровозного времени:
— Вот тебе, Паша, ЕГЭ по истории, географии и русскому… И все это надо увязать с историей Шумерлинского края, с его становлением и развитием. А какой подарок сотворил бы ты к юбилею города? Можно даже видеоролик заснять. А не замахнуться ли нам?! Материалом помогу, а уж запалу во мне на десятерых!
А пока… Деревянный перрон вокзала, воинские эшелоны, раненые бойцы, солдаты с чайниками около кубовой, бойкий обмен нехитрых солдатских вещей на махорку… Кто-то из солдат выкрикивает название деревни и ищет случайных земляков.
Шныряют мальчишки со шкатулками за пазухой, за ними – милиционеры, бабки с горячей картошкой и огурцами.
Прокуренное здание вокзала, огромные очереди за билетами, спящие вповалку пассажиры с чемоданами и узлами под головой, ночлежники и безногий инвалид на тележке с колесами из подшипников с шапкой для милостыни. Слезы провожающих и радость встречающих…
Все это было. Был даже рыжий козел – завсегдатай эти мест, рогами «выпрашивающий» у прохожих курево. Нередко он ездил на тормозной площадке до Пинер и обратно…
А мимо на бешеной скорости проносятся длиннющие составы. И время, время летит неумолимо…
Я облегченно вздохнул. Подумал, что на этом наша экскурсия кончилась. Не тут-то было! Мы поехали вверх по Октябрьской, завернули на Дзержинского, МОПРа… Про Дзержинского я еще что-то помнил, но вот кто такой МОПР и чем он примечателен для Шумерли? Проехали мимо кирпичного завода, пищекомбината… Как заметил дед, среди местных острословов ходила шутка о том, как соседствующие кирпичный завод и пищекомбинат приняли социалистические обязательства: выпускать кирпич как пряник, а пряник как кирпич. А люди, как говорится, зря не скажут?
Лет пятнадцать назад спорили в городе насчет бывших территорий кирпичного завода, где располагались карьеры, большие прожекты. Будет, дескать, тут и парковая зона отдыха, и лодочная станция… На месте Дымовского сада – разместить станцию юннатов с питомниками… Тогда же вполне серьезные люди говорили о том, что нужна книга по истории города. И даже хотели приступить к этой работе… Но, увы! Нет ни парка, ни станций, ни книги. Кстати, лет 30 назад в карьер «кирпички» сползли садовые домики вместе с грядками, яблонями. Интересное было зрелище.
Вот наша экскурсия приблизилась к «Зеленому базару». И снова вопросы… Чье имя носит здешняя площадь? Кто такой Речнов А.Т.? Пошел на хитрость – предложил организовать блиц-опрос прохожих. Из 10 опрошенных правильно не ответил никто. Уж совсем огорошила нас вывеска на автобусном павильоне «Площадь А.Т. Речного»! Неужели никто не проверял правописание?! Ведь Александр Тимофеевич, один из самых, если не самый, выдающихся руководителей города носил фамилию Речнов, а не Речной. Еще горше стало от увиденного на остановке «Тракторная». В поисках расписания автобусов мы наткнулись на воткнутый за трубу юбилейный плакат, на котором какой-то «шутник» соскоблил первые буквы, чтобы получилось «…беда 70 лет!» Это уже не шутка, это кощунство! Назад со своей экскурсии возвращались мы мимо детской больницы. Среди хлама за школой валялся свеженький плакат «Слава солдату-победителю!»…
Напрашивается грустный вывод: какая же у нас короткая память! Нет для нас ничего святого! И не потому ли мы и живем вкривь и вкось, никому ничего не интересно. Хлам и мусор… даже в головах.
Едва сдерживая свое волнение, дед продолжил:
— А что у нас на десерт? Праздник все же!
— Не горюй, есть идея! Может, чуть бредовая… Год 2017 объявлен В. Путиным Годом экологии. А что, если этим воспользоваться и начать уже с весны чистить, мыть, мостить, убираться всем миром-собором. В добровольно-принудительном порядке. Несмотря на возраст, чины и ранги и даже … на вес кошелька. И городу, и району, и нижегородцам-соседям тоже. Ведь природа одна, она не имеет границ. Гибнет уникальный уголок России! К тому же мы слышим давно о развитии местного туризма. Помнишь, ты как-то говорил о проекте расширения судового хода Суры?
— Здорово, Паша, твоими устами да мед пить! Это как гужтрудповинность и встречный план в советские годы?! Но в какой-то мере это возможно и сегодня. Нужны твердая рука и мыслящие головы. И нужна тщательная подготовка с привлечением республиканских правоохранителей, лесников и т.д. Даже не имея больших денег, можно многое сделать к юбилею города. Только вот мешает мелочь – души людские почистить бы, что-то многовато стало в них плесени, черствости, корысти, злости. А может, и впрямь спасут нас Годы культуры и экологии?!
Вот мы как «разумничались». Дадим же слово другим.
P.S. Ходят упорные слухи, что башню-юбиляршу на станции будут сносить… Из-за ветхости? А жаль. Но как бы сохранить хотя бы водокачку на Паланке? Отдать или подарить кому-то подо что-то…
П. Волков.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *