Как развивать речевые навыки?

• Говорите четко, просто, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Cоветую озвучивать любую ситуацию — но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
• Не переусердствуйте. Не употребляйте длинные фразы: не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов.
• Артикуляционный аппарат. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
• В основе речи — стремление к общению. Принимайте и поддерживайте желание ребенка вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). Речь развивается на основе подражания и самоподражания, поэтому ему необходимо слышать себя.
• Учите в игре. Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
• Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте: «Где стол? Где часы?» и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили.
• Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса — крыша, нос — нож, рожки- ложки).
• Читайте как можно больше коротких стихов и сказок. Перечитывайте их много раз. Дети лучше воспринимают тексты, которые они уже не раз слышали. Постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами. Попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу.
• Пальцы помогают речи. Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем и письму. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, язык ребенка будет все понятнее не только маме.
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично.
О. Степанова,
учитель-логопед.

Автор записи: admin

Комментарии:

Добавить комментарий